Как вербуют террористов ИГИЛ: специальный репортаж

Кто и как в Центральной Азии вербует молодежь в ряды ИГИЛ? Откуда пришли экстремисты, арестованные в Екатеринбурге? За что они едут умирать?

Кто и как в Центральной Азии вербует молодежь в ряды ИГИЛ? Откуда пришли экстремисты, арестованные в Екатеринбурге? За что они едут умирать?

Юг Киргизии считается одним из самых неспокойных регионов страны. По данным спецслужб, воевать в Сирию уже уехало примерно 500 киргизских граждан. И как раз большая часть — почти две трети — именно отсюда, из Ошской области. Это только официальная информация, подтвержденная властями. Сколько на самом деле завербованных — остается только догадываться.

Только за последний год спецслужбы Киргизии уничтожили семь террористов, предотвратили 13 терактов, организаторами которых были исламские экстремисты.

Один из вербовщиков боевиков в Киргизии — Угулубек Ибайдуллаев. Оперативники искали его два года. Нашли совершенно случайно в ходе, казалось бы, рядового обыска. Ибайдуллаев прятался в шкафу под одеждой, но по неосторожности выпал наружу. Свою вину он категорически отрицает. Признается, что завербовал только брата, спася его таким образом от неправильного образа жизни. На счету Ибайдуллаева, как минимум, 12 завербованных боевиков. Это только доказанные случаи. На самом деле их в несколько раз больше, — уверены следователи. Разговорившись в ходе интервью, Ибайдуллаев сам начинает откровенничать: вербовка идет только через Интернет. Разговаривать с потенциальным боевиком могут на его родном языке: русском, киргизском, таджикском. Через Интернет завербовали и жителя аула Кашкар-Кыштак Бахтияра Рузиева. Вместе с ним отправились в Сирию 25 односельчан. Сначала под видом туристов прилетели в Турцию, оттуда без проблем попали в тренировочный лагерь группировки "Фронт Ан-Нуср (запрещена в РФ)а". Рузиев сбежал уже через 20 дней, поэтому на родине отделался условным сроком.

Вернуться назад удается единицам. Боевик из Киргизии на этих кадрах показывает ранения, полученные в боях против правительственной армии Сирии. Прооперировали его, кстати, турецкие медики. Обычная практика для боевиков.

Но чаще всего поездка в Сирию — билет в один конец. Погиб от снаряда и житель небольшого киргизского аула Мансур Сатвалдиев. Молодой человек ничем не выделялся. Хорошо учился в школе, занимался футболом, по пятницам ходил в мечеть…

Семья Сатвалдиевых живёт в большом доме, содержит хозяйство. У Мансура была жена, двое детей. Молодой человек решил подзаработать в России. Завербовали его, скорее всего, в Петербурге. Отец уговаривал его вернуться: хоть десять лет отсидишь, но жив останешься. Но Мансур ответил, что вернуться не может.

Вербовкой боевиков занимались и киргизские духовные деятели. Имам Рашод Камалов в открытую призывал верующих воевать за "Исламское государство" (запрещена в РФ). В итоге оказался за решеткой.

В киргизских мечетях во время пятничного намаза имамы в каждой проповеди говорят о вреде экстремизма.

Главная причина, по которой молодые люди поддаются вербовке, — бедность и религиозная неграмотность.

"Кто-то уходит в поисках романтики, кто-то уходит из-за религии. Человек постоянно в поиске, ищет себя, и вдруг какой-то вербовщик сказал ему, что он может найти себя там. Он и уходит туда", — говорит официальный представитель Государственного комитета национальной безопасности Рахат Сумайманов.

В Киргизии опасаются, что боевики в Сирии рано или поздно захотят вернуться на родину. А это значит — без труда смогут просочиться под видом мигрантов в соседние страны, в том числе и в Россию.