США предложили "план Б" вместо перемирия в Сирии. Реплика Георгия Бовта

Россия и США достигли на высшем уровне согласия о прекращении враждебных действий в Сирии. Огонь должен прекратиться в полночь 27 февраля. Пока это даже не перемирие, а, как сказано в соглашении, "прекращение враждебных действий". Такой шанс появился благодаря России и США.

Россия и США достигли на высшем уровне согласия о прекращении враждебных действий в Сирии. Огонь должен прекратиться в полночь 27 февраля. Пока это даже не перемирие, а, как сказано в соглашении, "прекращение враждебных действий". Но то, что такой шанс появился, стало возможным именно благодаря совместным усилиям России и США.

Хотя, и это вовсе не секрет, видение ситуации из Москвы и Вашингтона, по-прежнему, сильно расходится.

К примеру, совершенно неясно, кто из противостоящих официальному Дамаску примерно 200 группировок присоединится к режиму прекращения огня. Каждая пожелавшая того организация, должна до полудня 26 февраля сообщить об этом либо российской, либо американской стороне, приложив к заявлению карту местности, обозначив расположение своих сил.

На российской базе Хмеймим должен появиться координационный центр по наблюдению за прекращением огня. Впрочем, оно не коснется террористических организаций ИГИЛ, "Джабхат ан-Нуср (запрещена в РФ)а", а также других определенных таковыми Совбезом ООН. Тут, конечно, хотелось бы посмотреть сей "черный списочек". Но его нет.

Между разными прямыми и косвенными участниками сирийской драмы не прекращаются споры о том, кого считать террористами. К примеру, Россия считает таковым боевиков из салафитской группировки "Ахрар аш-Шам" и похожей на нее "Джейш аль-Ислам", которые объединились в свое время из десятков разрозненных джихадистских групп, а ныне входят в суннитский так называемый "Исламский фронт", за которым – десятки тысяч бойцов. Главная его цель – создание в Сирии религиозного государства по шариатским законам. "Фронт" пользуется поддержкой Саудовской Аравии, Катара, других монархий Персидского залива и Турции. Заметим, что соглашение о прекращении огня не содержит запрета внешним силам продолжать оказывать военную помощь своим клиентам.

Даже с "Джабхад ан-Нусрой", этой "дочкой" "Аль-Каид (запрещена в РФ)ы", не все так просто. Сирийская бойня с точки зрения карты боев – хаотичная чересполосица, где разные группировки заключают друг с другом временные тактические соглашения. Боевики "Джабхат ан-Нусры" присутствуют почти во всех провинциях страны, они контролируют часть кварталов Алеппо, осажденного войсками Асада, что, кстати, дает основание правительственным силам при поддержке российских ВКС продолжать там военную операцию. "Ан-Нусра" часто блокируется с другими группировками, которые вроде "не такие террористические", в том числе взаимодействует с Сирийской свободной армией, еще одной зонтичной организацией, чаще всего называемой на Западе "умеренной оппозицией".

Еще есть, так называемый, Высший совет по переговорам, базирующийся в Саудовской Аравии и претендующий на то, чтобы говорить от лица всей оппозиции.

Накануне достижения соглашения о прекращении огня между Москвой и Вашингтоном, Высший совет опять пытался выдвигать некие предварительные условия: пусть, мол, Асад отпустит тех, кого джихадисты называют политическими заключенными, пусть разблокируют окруженные населенные пункты. Сейчас таких около 15, там находится около 400 тысяч человек.

Но, как известно, всякое прекращение огня удобнее всего торпедировать выдвижением невыполнимых предварительных условий. Также Высший совет, кажется, исходит из того, что нынешнее прекращение огня – это недели на 2-3. А там посмотрим, — перегруппируем силы, получим подкрепление.

Еще большой вопрос, каким образом поведет себя Турция? Соглашение застало ее фактически накануне прямого военного вторжение в Сирию для противодействия силам самообороны курдов. Курдов Турция требует вообще исключить из всяких переговоров по урегулированию, не находя в этом понимания даже у союзников по НАТО в лице США. Турки, скорее всего, продолжат обстрелы занятых курдами северных районов Сирии. Прекратят ли огонь курды – неясно.

Давайте будем реалистами. Еще не начал действовать режим прекращению огня, а уже проявилось столько угроз его срыва. Так, например, госсекретарь США Джон Керри почему-то видит угрозу только в том, что Россия недостаточно надавит на Асада, заставив его прекратить всякие боевые действия, и тем самым будет нести главную ответственность за срыв соглашения. То есть главные "виноватые" на всякий случай уже найдены.

И на этот же "всякий случай" Керри на слушаниях в Конгрессе упоминает о некоем "плане Б". По мнению большинства экспертов, один из пунктов этого американского "плана Б" – расчленение Сирии на несколько независимых территорий или создание федеративного, или еще более сложного образования. По примеру того, как обустроили Боснию и Герцеговину по Дейтонским соглашениям. Для поддержания баланса интересов разных этнических и религиозных группировок децентрализация Сирии напрашивается. Возможно, что и по ливанскому образцу, где в свое время были найдены формы участия разных этнических групп в политической системе. Соответственно, могут появиться автономии курдов, суннитов, а также алавитов, шиитов и друзов вместе с разного толка христианами.

Однако "план Б", на который намекает Керри, скорее всего, предусматривает силовой раздел страны и прямое военное вмешательств внешних сил без согласования с Москвой. В администрации США есть те, кто говорят о возможности поставок оружия противникам Асада, помощи им в разведке, а также об отправке воинских или спецподразделений США. Частью "плана Б" может стать и вторжение турецких войск в Сирию с целью разгрома уже по факту состоявшейся на севере страны на основе компромисса с Дамаском курдской автономии. Проще говоря, американский "план Б" — это эскалация войны в стране, где за пять лет уже погибло более 300 тысяч человек.