Клуб "Валдай" обсудил пути перемирия на Ближнем Востоке

Возможен ли мир на Ближнем Востоке или этот регион обречен на войны и конфликты? Эти вопросы обсуждают на открывшейся в Москве международной конференции. Встречу организовал дискуссионный клуб "Валдай". Участие в ней принимают ученые и эксперты из практически всех влиятельных стран.

Возможен ли мир на Ближнем Востоке или этот регион обречен на войны и конфликты? Эти вопросы обсуждают на открывшейся в Москве международной конференции. Встречу организовал дискуссионный клуб "Валдай". Участие в ней принимают ученые и эксперты из практически всех стран, которые способны влиять на процессы, происходящие на Ближнем Востоке. В центре внимания — сирийский кризис и российско-американская инициатива о перемирии.

"Ближний Восток в вихре перемен" — название стартовой сессии как нельзя лучше отражает ситуацию в регионе. И особенно в Сирии. Российско-американские соглашения, кажется, дают надежду.

"Впервые сделан шаг, впервые определен порядок — сначала прекратить насилие, потом договариваться", — замечает директор по научной работе фонда развития и поддержки международного дискуссионного клуба "Валдай" Федор Лукьянов.

Среди участников встречи — и представители Турции, при том, что их появление в Москве и занятая позиция может вызвать раздражение в самой Анкаре. "Единственная надежда в связи с сирийским кризисом — это российско-американское решение о прекращении огня, — говорит бывший министр иностранных дел Турции, президент Центра стратегических исследований Stratim Яшар Якыш. — Ситуация, конечно, очень хрупкая, но пока это лучший вариант. Очень важно всем поддерживать это перемирие".

С особым вниманием прислушиваются к представителям Сирии. Абдалла аль-Дардари — бывший заместитель премьер-министра Сирии, ведущий специалист экономической и социальной комиссии ООН для Западной Азии – отмечает: "Переговоры по резолюции Совбеза по дорожной карте заняли около двух лет. Если здесь нам удастся быстрее — это будет хорошо. Но самое важное — чтобы было согласие между самими сирийцами, между Россией и США, по принципам этой резолюции. Думаю, что сегодня у нас есть такое согласие".

И, конечно, в центре обсуждения — борьба с терроризмом и та роль, которая уже сыграла Россия.

"Если бы все государства действительно боролись против терроризма, действительно объединили свои усилия, то террористы не продержались бы и недели, — считает советник президента Сирии Бусейна Шаабан. — Ни в Сирии, ни в какой-то другой стране. К счастью, есть такие страны, как Россия. Ее присутствие на Ближнем Востоке важно не только для Сирии, но и для Европы, для всего мира. Потому что терроризм — это реальная угроза для всех".

"Конечно, в подходах России и США существуют некоторые различия, но совершенно очевидно, что обе стороны пытаются остановить боевые действия в Сирии и сконцентрированы на борьбе с ИГИЛ, "Джебхат Ан-Нуср (запрещена в РФ)ой" и другими группировками террористов, — добавляет Пол Сондерс — исполнительный директор Центра национальных интересов США. — Надеюсь, что в конечном счете нам удастся избавиться от этих разногласий, чтобы преуспеть в этой борьбе".

Однако многие специалисты не скрывают тревоги. В американских медиа уже идут разговоры насчет возможного плана "Б". Но откуда эти сомнения в успехе, и с чьей подачи они возникли?

"Если честно, то я бы не обращал особого внимания на слухи и спекуляции, — сказал бывший посол США в Израиле, профессор школы общественных и международных отношений Вудро Вильсона при Принстонском университете Даниэл Курцер. — В американских СМИ много давления, и они любят рассуждать на тему — "что будет, если то-то и то-то не удастся". Очень часто наши политики спекулируют на этом. Я бы не обращал внимания на слухи о плане "Б". На самом деле США очень привержены плану "А". И Керри, и президент очень заинтересованы в том, чтобы добиться прекращения огня, чтобы запустился венский процесс, чтобы убедиться в том, что система международной поддержки работает".

Некоторые выводы участники клуба "Валдай" уже обобщили в книге "Гроза с Востока. Как ответит мир на вызов ИГИЛ?". Россия уже дала понять, игнорировать этот вызов было невозможно. Но теперь начинается новая глава, которую вместе с Россией пишут и западные партнеры. И также несут ответственность за последствия.