Навстречу будущему: в Иране проходят выборы в Меджлис и Совет экспертов

В Иране сегодня пройдут выборы в Парламент и Совет экспертов. По всей стране откроются 53 тысячи избирательных участков. В законодательный орган страны — Меджлис — выберут 290 депутатов. Совет экспертов будет состоять из 88 духовных деятелей и знатоков шариата.

В Иране сегодня пройдут выборы в Парламент и Совет экспертов. По всей стране откроются 53 тысячи избирательных участков. В законодательный орган страны — Меджлис — выберут 290 депутатов. Совет экспертов будет состоять из 88 духовных деятелей и знатоков шариата.

Политическое устройство Ирана – это система кросс-чека, где все контролируют всех. Шииты верят, что справедливость на земле восстановит скрытый имам Махди. А до его триумфального возвращения управлять страной должен самый опытный богослов.

Рахбар – высший руководитель Ирана, светский и духовный лидер страны. В его руках сосредоточена вся власть. Он определяет общее развитие страны, внешнюю и внутреннюю политику. Ему, как главнокомандующему, подчиняется армия. Должность рахбара — пожизненная. Совет экспертов состоит из 86 самых авторитетных аятолл, это элита шиитского духовенства, которая выбирает рахбара из числа своих коллег. А если тот не справляется, утверждает нового. Совет экспертов избирается народным голосованием раз в 8 лет.

Исполнительная власть — у президента и кабинета министров. Законодательная – у Парламента. Меджлис издает законы, ратифицирует международные договоры. Но забраковать любой из них может так называемый Наблюдательный совет. Это 12 человек: 6 шиитских богословов, которых назначает лично рахбар, и 6 юристов. Они могут вносить поправки в конституцию страны, утверждать высшие государственные посты, накладывать вето на любые законы.

Если Меджлис с Наблюдательным советом никак не могут договориться, их спор разбирает Совет целесообразности. Ну а если никто не хочет уступать, все решает рахбар.

В этом году в Иране впервые в истории выборы сразу и в парламент, и в Совет экспертов. Что касается Парламента, то политических партий в классическом понимании в Иране нет. Есть два блока – фундаменталисты и реформаторы. Исторически сложилось, что фундаменталистов в Меджлисе больше. Однако популярность реформаторов растет на волне успехов нынешнего президента страны Роухани – он как раз из стана либералов. Спустя 25 месяцев после вступления в должность Роухани добился соглашения по иранской ядерной программе. Еще через полгода – отмены губительных для экономики санкций.

На отношения с Россией победа той или иной партии не повлияет. Главная задача нового Парламента – это развитие страны, которая, наконец, избавилась от груза санкций и международной изоляции и оказалась лакомым куском для мирового бизнеса и инвестиций.