"Энергетика": нефть за евро, новый экспортер газа и топливо для танкеров

Почему Иран меняет валюту, и все транзакции за черное золото больше не будет осуществлять в долларах? Американская компания больше десяти лет искала газ в Грузии и, говорят, нашла. И зачем бункеровщикам сразу два вида топлива, и почему скоро все перейдут на газ?

Почему Иран меняет валюту, и все транзакции за черное золото больше не будет осуществлять в долларах? Американская компания больше десяти лет искала газ в Грузии и, говорят, нашла. И зачем бункеровщикам сразу два вида топлива, и почему скоро все перейдут на газ?

***

Европейские нефтеперерабатывающие компании легки на подъем: не прошло и месяца с момента снятия санкций с Ирана, как НПЗ Старого Света уже законтрактовали танкеров на перевозку свыше 130 тысяч баррелей иранской нефти в сутки. Это почти четверть объема, который Исламская республика поставляла в Европу до введения санкций.

Среди покупателей – испанская Compañía Española de Petróleos, французская TOTAL и даже российский "ЛУКойл". По данным перевозчиков, первые танкеры с нефтью прибудут в европейские порты уже в течение ближайших двух недель, эксперты ожидают дополнительных заявок на поставки к концу месяца. Нефть, которая, весьма вероятно, будет приобретаться с дисконтом окажет положительное воздействие на маржу нефтепереработки в Европе, сегмент после падения цен на нефть переживает лучшие времена за последние 10 лет.

Интересно, что выставлять счета Иран собирается не в долларах, а в евро. Одна из самых очевидных причин – американские санкции, которые запрещают транзакции в долларах с иранскими организациями. В этой связи многие судовладельцы с большой неохотой сегодня соглашаются транспортировать иранскую нефть. Есть и другие экономические аргументы в пользу перехода на евро. О них — Григорий Бирг, содиректор аналитического агентства "Инвест-кафе": "Это попытка увеличить платежеспособный спрос на иранскую нефть в Европе, так как потенциальным потребителям не придется конвертировать относительно дешевый евро в более дорогие доллары для того, чтобы рассчитаться за поставки нефти. И так же учитывая тесные экономические Ирана и Евросоюза, ведение расчетов за внешнеторговые операции в евро поможет в дальнейшем увеличить товарооборот между Ираном и Евросоюзом".

Расчет в евро, само собой, будет гораздо более удобен европейским странам и облегчит оплату за поставки жидких углеводородов из Ирана. Время выбрано идеальное – в период, когда ведущие экспортеры нефти борются за долю рынка, удобство оплаты в своей валюте может сыграть на руку Тегерану и увеличить спрос на нефть ИРИ. Впрочем, дело здесь не только в экономике, уверяют аналитики – скорее в политике.

Сергей Орлов — доктор экономических наук, профессор Российского экономического университета имени Плеханова – поясняет: "Дело в том, что противостояние Ирана и США длится не один десяток лет – с конца 70-х годов, поэтому нужно давать отчет себе в этом, что Иран просто хочет противопоставить себя американской валюте".

Николай Подлевский — начальник аналитического отдела "Церих Капитал" добавляет: "Соединенным Штатам такой шаг, естественно, не понравится, поскольку торговля за доллары обеспечивает спрос на доллары, обеспечивает ему более высокие котировки. Но самое главное, что Иран таким шагом может задать неблагоприятный пример для других стран".

И все же существенного давления на доллар решение Ирана не окажет. Расчеты по подавляющему большинству контрактов на поставку нефти по-прежнему будут осуществляться именно в американской валюте – так уж исторически сложилось. Денис Борисов — директор московского нефтегазового центра EY – констатирует: "В целом, переход к расчету в национальных валютах или в каких-то иных инструментах в целом ряде случаев действительно имеет смысл с точки зрения диверсификации. Но нужно понимать, что в настоящее время современная картина нефтяного рынка она является таковой, что основные бенчмаркенги, основные сорта, основные объемы нефти, они происходят все-таки в долларах США. В конечном итоге все упирается в удобство и в несение или не несение каких-то дополнительных издержек. Если мы рассматриваем российские компании, то далеко не у всех есть собственные трейдинговые подразделения".

"Переход на отличную от доллара валюту требует со стороны импортеров нефти принятия валютных рисков, — продолжает Григорий Бирг. — В частности, это мешает тому, чтобы оплата за российскую нефть происходила в рублях, так как это потребует от импортеров держать на счетах рубль и нести соответствующие валютные риски".

И все же торговля в национальных валютах уже ведется – по соглашению сторон. Так, например, между Россией и Китаем есть двустороннее соглашение, которые позволяет производить расчеты как в рублях, так и в юанях.

***

Грузия может стать экспортером газа. Такой вывод недавно сделал глава американской компании Frontera Resources после того, как его коллеги обнаружили в Грузии запасы голубого топлива на пять триллионов кубометров. Для справки, это всего 10 раз меньше, чем запасы газа в России, в 7 раз меньше, чем у Ирана и в 5 раз меньше, чем у Катара, то есть у ведущих экспортеров газа в мире.

Несмотря на то, что запасы еще не подтверждены, Стив Никандрос заявил: "Чтобы начать экспорт в Турцию и страны Восточной Европы, достаточно всего пяти лет".

Алексей Гривач, Фонд национальной энергетической безопасности, считает: "Это было бы сенсацией, если бы это была правда. Но, к сожалению, для Грузии, вероятнее это больше похоже на "утку", потому что Frontera Resources Corporation уже с середины 2000-х годов пытается найти там газ и с завидной регулярностью заявляет о том, что "вот сейчас уже точно нашли", газовые ресурсы там огромные. Фигурировали разные цифры. Сейчас они дошли уже до 5триллионов, чтобы, наконец, уже кого-нибудь убедить в том, что они что-то нашли. В Грузии практически не добывается газ, предпринимаются попытки искать — вот самые громкие из них принадлежат как раз этой компании Frontera Resources – безуспешно".

Пять триллионов кубометров газа: для сравнения таких запасов нет даже в соседнем Азербайджане, который сейчас почти полностью, на 90 процентов, снабжает Грузию газом. Общий объем потребления страны сейчас составляет порядка двух миллиардов кубометров в год.

***

"Газпром-нефть" заменила импортный катализатор каталитического крекинга на отечественный. Он уже поступил на Московский НПЗ и прошел тестовый пробег. Совместная разработка специалистов Института проблем переработки углеводородов Сибирского отделения РАН и Омского НПЗ в ходе тестовых испытаний подтвердила высокие характеристики по отбору бензина и газовых фракций из углеводородного сырья. Омский катализатор сегодня используются в технологии производства бензина экологического класса "Евро-5". Существует ли эко-топливо для морских судов, например, для танкеров? За ответом на этот вопрос мы отправились на Балтику.

Бункеровщик – это своего рода заправочная станция на воде. Доставит и заправит любое топливо к любому судну в любом месте. Бункеровщики, которые работают в Северо-Западном регионе, способны принимать и выдавать на суда сразу два вида топлива — дизель и мазут.

Дело — в новых экологических стандартах, которые действуют с начала 2015 года. В Балтийском регионе они предполагают использование топлива с низким содержанием серы – не более 0,1 процента. Подробнее рассказывает Александр Замаскин — капитан бункеровщика "Газпром-нефть Норд-Вест": "Если раньше мы преимущественно заправляли суда мазутом, и у нас на судне было выделено под это гораздо больше емкостей, то сейчас сделано напополам для удобства. Потому что в порт заходят суда как работающие на Балтике и Северном море, в районе СИК, и суда, которые уходят через океан".

Новым экологическим требованиям дизельное топливо соответствует, но его стоимость намного выше мазута. Бункерные компании к ситуации приспособились – и в итоге на рынке появился еще один вид топлива – гибридный. Андрей Васильев — генеральный директор ООО "Газпром-нефть Марин Бункер" поясняет: "У него есть свойство мазута и у него и свойства дизельного топлива. При этом она содержит серу в себе не более чем 0,1 процента. Это топливо сейчас занимает нишу. 20-процентное цена на него позиционируется между мазутом и дизельным топливом. Это всех устраивает".

"Гибрид представляет собой темный продукт, у которого точка застывания -20 градусов, — продолжает Андрей Васильев. — Это практически мазут, который также застывает, но с содержанием серы до 0,1, который тоже необходимо нагревать и выдавать на суда в теплом виде, в пределах 40-50 градусов".

Плюсы гибридного топлива очевидны: стоит оно дешевле дизельного топлива, и при этом гораздо экологичнее традиционного мазута. Однако сейчас судоходные компании, которые базируются и работают в балтийском регионе, могут использовать и мазут, а уменьшить вредные выбросы в атмосферу можно с помощью специальных очистительных скрубберов, но и этот вариант временный. Игорь Сидоров, генеральный директор ООО "Газпром-нефть Терминал СПб" подтверждает: "Ограничения будут продолжаться и будет эскалация. К 20-му году будут введены, видимо, ограничения по содержанию выбросов азота окислов азота в атмосферу. Это выводит на арену другой продукт потребления — это сжиженный природный газ, он будет отвечать требованию и по сере, и по окислам азота".

Правда, условия для перевозки сжиженного природного газа принципиально отличаются от дизеля и мазута, а соответственно и бункеры нужны уже другие. "Коренное отличие будет в системе подачи сжиженного газа на бункеруемые суда, а также его хранения на бункеровщике, а также его передачи, я имею в виду насосы и всю систему бункеровочную систему именно бункеровщика, — поясняет Александр Замаскин. — А также непосредственно судно должны быть оборудовано тем же самым: и хранением, и способностью передавать сжиженный природный газ".

Предполагается, что первый российский СПГ-бункеровщик будет работать в портах Северо-Западного региона РФ. Предусмотрены следующие технические характеристики: емкость – 1250 тонн СПГ и 200 тонн дизельного топлива, длина — 92,3 метра, ширина — почти 17 (16,6) , высота борта — 6 метров, осадка — 3,6 метров, дедвейт — 1630 тонн.

Строительство первого в России СПГ бункеровщика начнется в следующем году, а к 2025 году будут введены в эксплуатацию уже целых пять таких бункеровщиков. И, по мнению экспертов, они будут востребованы: планируется, что в ближайшие 10 лет мазут на бункерном рынке постепенно заменит как дизельное топливо, так и сжиженный природный газ.