Ракеты для "Восточного"

На космодроме "Восточный" закончена сборка ракеты-носителя "Союз-2" для первого пуска. Теперь надо соединить ракету с полезной нагрузкой – научными спутниками, проверить все системы и подготовить систему к старту. Ракета-носитель "Союз-2" — семейство трехступенчатых ракет-носителей среднего класса. Создается в Самаре, в РКЦ "Прогресс".

На космодроме "Восточный" завершена сборка ракеты-носителя "Союз-2". Впереди так называемый "сухой вывоз" или генеральная репетиция перед запуском, когда ракету доставят на площадку, установят на стартовый стол, но пока без команды "ключ на старт". Это необходимо для окончательной проверки всех наземных систем стартового комплекса.

В российском парке космических носителей "Союз" — главная машина среднего класса по доставке грузов и выполнению пилотируемых программ. Выводит спутники, как на низкие орбиты, так и на высокие орбиты. За свою историю "Союз" стартовал почти 2000 раз. Специалисты оценивают его надежность в 98 процентов. Таких рекордных показателей нет ни у одной ракеты-носителя в мире.

"Наша ракета хорошо себя зарекомендовала в разных климатических условиях, — рассказывает заместитель генерального конструктора – главный конструктор по средствам выведения РКЦ "Прогресс" Дмитрий Баранов. — Плесецк, Байконур, Гвианский космический центр. Машина везде работает хорошо, машина надежная. Она это доказала".

Родина "Союзов" – самарский ракетно-космический центр "Прогресс". Здесь ракета проходит весь производственный цикл, от металлического листа до готового изделия — почти полтора года. Большая часть времени уходит на испытания: трясут на вибростенде, имитируют перевозку изделия по железной дороге, проверяют электрику и заправочные системы.

"Союз-2" для Восточного — новая машина. С обновленной бортовой системой. Новшества коснулись и внешней части ракеты. На амурской земле — погода суровая, готовить ракету-носитель к старту будут в специальной башне обслуживания, можно сказать в помещении. Для безопасности во время заправки конструкторы установили специальные пароотводы.

"Одна из особенностей для космодрома Восточный, позаимствованная от нашей ракеты для Гвианского космического центра, — это наличие пароотводов, — говорит Дмитрий Баранов. — Это система для вывода газов за пределы башни обслуживания".

Сегодня существует три главных модификации второго "Союза" — 2.1.а, 2.1.б и 2.1.в. Цифра "2" в названии означает "цифровой". Различия и в двигательных установках. Эта современная машина, которая пришла на смену старым "Союзам — У и ФГ. Недавно за создание этой серии "Союзов" конструкторов Центра наградили правительственной премией имени Гагарина.

"Союз 2.1.в" — новое предложение самарцев. Двухступенчатая ракета легкого класса будет выводить на орбиту космические аппараты массой до трех тонн. Главный конструктор, начальник отделения средств выведения РКЦ "Прогресс" Олег Лагно продолжает: "Запуск этой ракеты-носителя осуществляется с космодрома Плесецк и сейчас планируется для запусков с космодрома "Восточный".

В ближайшее время на "Прогрессе" обещают заявить "Союз" будущего, пятый. Летать пятый Союз будет на природном газе. Преимущества: более высокие энергетические характеристики, которые позволят выводить в космос больше полезной нагрузки.

"Сегодня мы ведем проект "Союз-5", — говорит Александр Кирилин, генеральный директор Ракетно-космического центра "Прогресс". — Это носитель грузоподъемностью до 9 тонн. Его привлекательность, в том, что среди компонентов топлива там сжиженный природный газ. Мы считаем, что это перспективно".

Первый летный образец "пятерки" для амурского космодрома будет готов через несколько лет. Деталей и сборочных единиц у пятого "Союза" будет в разы меньше, чем на "Союзе-2", а значит, и время на подготовку сократится. Как подчеркивают конструкторы, пятый "Союз" — не доработка и модернизация, а абсолютно новый проект. Прежнее — лишь название "Союз", ставшее мировым брендом.

Сегодня