Самоуправляемые автомобили могут увеличить пробки на дорогах

Специалисты выявили как ряд преимуществ самоуправляемых автомобилей, так и ряд недостатков, зависящих от того, сколько людей будут ими пользоваться

Специалисты выявили как ряд преимуществ самоуправляемых автомобилей, так и ряд недостатков, зависящих от того, сколько людей будут ими пользоваться
(фотография с сайта www.google.com/selfdrivingcar).

Многие люди, которые предпочитают общественный транспорт, могут в будущем пересесть на личный самоуправляемый автомобиль

Многие люди, которые предпочитают общественный транспорт, могут в будущем пересесть на личный самоуправляемый автомобиль
(фотография Minesweeper/Wikimedia Commons).

Специалисты выявили как ряд преимуществ самоуправляемых автомобилей, так и ряд недостатков, зависящих от того, сколько людей будут ими пользоваться
Многие люди, которые предпочитают общественный транспорт, могут в будущем пересесть на личный самоуправляемый автомобиль
Компании разрабатывают самоуправляемые автомобили и говорят при этом только о преимуществах новинки, мол, такие машины позволят уменьшить дорожный трафик и количество ДТП. Однако учёные провели исследование, в котором выявили и ряд потенциальных недостатков использования такого транспорта.

Самоуправляемые автомобили, которые сегодня разрабатывают компании Google, Tesla и другие производители, должны сделать машины более энергоэффективными, а обстановку на дорогах безопаснее, уменьшить дорожный трафик. Управление авто-роботами, напомним, осуществляется с помощью бортового компьютера и многочисленных сенсоров.

Но новое исследование учёных показало, что распространение таких машин, напротив, может привести к увеличению пробок на дорогах.

Специалисты из Университета Лидса (The University of Leeds), Вашингтонского университета (The University of Washington) и Национальной лаборатории Ок-Ридж в США (Oak Ridge National Laboratory) выявили как ряд преимуществ самоуправляемых автомобилей, так и ряд недостатков, возникающих в зависимости от того, сколько людей пользуются машинами.

Например, согласно подсчётам учёных, такие автомобили могут сократить потребление энергии на 20% (в частности, за счёт правильного использования аэродинамики). Количество аварий на дорогах может сократиться на 23% (благодаря скоординированному движению машин). Это при самом благоприятном прогнозе. Если ДТП действительно будут происходить реже, производители станут делать автомобили легче (на 5-23%). Кроме того, уменьшившийся спрос на "обычные" авто может заставить конструкторов забыть о постоянном увеличении мощностей машин (а это сократит затраты ещё на 23%). Всё вместе это, несомненно, скажется положительно как на жизни землян, так и на экологии.

Но исследование также предсказывает, что сама привлекательность технологии будущего может привести к обратному эффекту — увеличению потребления электроэнергии. Согласно самому негативному сценарию развития событий, использование электроэнергии автомобилями может вырасти на 60 процентов из-за того, что люди станут чаще пользоваться ими.

Многие люди, которые предпочитают общественный транспорт, могут в будущем пересесть на личный самоуправляемый автомобиль

Многие люди, которые предпочитают общественный транспорт, могут в будущем пересесть на личный самоуправляемый автомобиль, предполагает научный сотрудник Университета Лидса Зиа Вадуд (Zia Wadud). "В таком транспорте человек может спокойно заниматься своими делами, например, работать, и не отвлекаться на управление автомобилем", — говорит он.

Отмечается, что распространение таких машин увеличит пробки на дорогах. На это может повлиять и другой фактор: пожилые люди или инвалиды могут начать чаще использовать самоуправляемый транспорт для своих нужд, что приведёт к увеличению интенсивности движения до десяти процентов.

"Вокруг самоуправляемых машин много шума, большая часть идей носит утопических характер. Но, беря во внимание все возможные плюсы и минусы, мы можем заранее устранить все возможные недостатки новой технологии", — отмечает соавтор исследования Дон Маккензи (Don MacKenzie).

Добавим, что на дорогах США и Великобритании уже проходят первые тест-драйвы машин с функциями автономного управления.