Тема:

Спор Apple и ФБР 8 лет назад

Суета вокруг айфона. Реплика Александра Привалова

Как вы наверняка слышали, ФБР требует, чтобы корпорация Apple написала программу для взлома айфона террориста – стрелка из Сан-Бернардино, расстрелявшего четырнадцать человек. Судья в Калифорнии обязал корпорацию повиноваться спецслужбе.

Как вы наверняка слышали, ФБР требует, чтобы корпорация Apple написала программу для взлома айфона террориста – стрелка из Сан-Бернардино, расстрелявшего четырнадцать человек. Судья в Калифорнии обязал корпорацию повиноваться спецслужбе. Но Apple отказывается: такой шаг станет опасным прецедентом! Под угрозой окажется безопасность данных сотен миллионов пользователей. Этот спор, который день не уходящий с первых полос, в рамках царящей сегодня аксиоматики разрешён быть не может: стороны дружно твердят, что на кону оказались базовые свободы и фехтуют равно не подлежащими сомнению постулатами. Спецслужбы ссылаются на безусловную необходимость защиты граждан от терроризма; Apple и поддержавшие ее коллеги-конкуренты в Google, Microsoft, Facebook (запрещена в РФ), Amazon и WhatsApp требуют столь же безусловной защиты права граждан на неприкосновенность частной жизни. И, как Иван Карамазов не хотел высшей гармонии ценой слезинки хотя бы одного только замученного ребенка, так IT-гиганты отвергают защиту от терроризма, требующую взлома айфона. Стороны ожесточённо спорят, которая из них патриотичнее, всё время набавляя децибелы. Понятно, почему представитель Обамы публично отказался комментировать скандал: тут что ни скажи, окажешься святотатцем и не патриотом. По видимости, это пат.

В понедельник масла в огонь подлил нью-йоркский судья. Он вынес решение, противоположное решению калифорнийского коллеги: решил, что Apple _может отказаться взламывать айфон по требованию ФБР. Правда речь тут идёт о другом айфоне, принадлежащем не убитому террористу, а живому наркоторговцу, но какая разница? Речь идёт о принципе, и спорить будут долго, можете не сомневаться.

Стороннему наблюдателю, однако, трудно отогнать сомнения: да полно, так ли это всё всерьёз? В американских сериалах, скажем, американские же спецслужбы не знают проблем допуску к чему угодно, будь оно хоть трижды персональное. Да и не только в сериалах. Сноуден (бывший сотрудник Агентства национальной безопасности США) и наяву до сих пор прячется. А он обнародовал документы, в которых говорится о тотальном контроле американских спецслужб за Интернетом и сотовыми сетями; о прослушке переговоров граждан других стран, слежке за интернет-юзерами, за перемещением миллионов владельцев мобильных телефонов – и так далее. Уже в ходе обсуждаемого спора портал WikiLeaks опубликовал документы об активной прослушке американскими спецслужбами мировых лидеров — в частности, Пан Ги Муна, Меркель, Берлускони и Саркози. Значит, американские "спецы", без стеснения систематически слушающие генсека ООН и глав крупнейших государств, вдруг так уж оробели перед айфоном застреленного ими убийцы? Неправдоподобно как-то.

Столь же мало веры и в белизну мундиров другой стороны, благородного IT-бизнеса. Многие ещё помнят, как в этих самых айфонах (вокруг которых Apple сейчас так шумно противостоит ФБР) вдруг обнаружилась программа, тайно пишущая маршрут пользователя. Может, не для спецслужб пишущая, а может, и для них — помимо бизнес-соображений, разумеется. И Apple в этом смысле не одинока. Прямо сейчас Microsoft настойчиво навязывает пользователям прежних версий Windows бесплатный апдейт до "десятки". Многие отказываются, ибо в сети распространено мнение, что дар этот очень уж небезопасен. Что бездумно кликая "далее" в ходе установки новой ОС, владелец устройства отдаёт ей право "выявлять и сохранять" его, владельца, частную информацию — ясное дело, ради безопасности, но не только. Система будет копировать, что захочет, из почты и личных папок, если сочтёт, что это "необходимо для ответов в суде и других госорганах", и станет, таким образом, мощным оружием тотального контроля.

Apple (как и поддержавшие её гиганты IT-индустрии) может распоряжаться огромным объёмом информации об огромном количестве частных лиц, собранной далеко не всегда с их осознанного согласия. Возможности круглосуточного слежения за всеми этими людьми у Apple, пожалуй, и побольше, чем у любой на земле спецслужбы. Да и бюджет у корпорации вполне сопоставим с какой-нибудь немаленькой страной. Легко вообразить, что обсуждаемый конфликт и происходит между двумя государствами: то, что побольше, требует, чтобы меньшее делилось информацией ещё более безусловно, чем делилось до сих пор. Весьма вероятно, что так в итоге и получится, и спецслужбы получат желаемое; если не в виде программки, которую просят, то как-нибудь иначе.

Что же касается наших с вами прав на неприкосновенность личной информации, то волноваться не следует: умные люди давно уже всё объяснили. Личная информация в сети остаётся неприкосновенной ровно до тех пор, пока кто-нибудь достаточно серьёзный ею не заинтересуется. И никакой исход боданий между Apple и ФБР этой простой истины не изменит.