В Вифлееме нашли загадочную "чрезвычайно ценную" икону

Фрагмент мозаики в храме Рождества Христова, Вифлеем

Фрагмент мозаики в храме Рождества Христова, Вифлеем
(Фото AP).

Фрагмент мозаики в храме Рождества Христова, Вифлеем

Фрагмент мозаики в храме Рождества Христова, Вифлеем
(Фото AP).

Протечки воды в храме Рождества

Протечки воды в храме Рождества
(Кадр из видео Afif Tweme).

Процесс реставрации

Процесс реставрации
(Фото Fox News).

Центральный неф базилики Рождества

Центральный неф базилики Рождества
(Фото Ma'an Agency).

Серебряная звезда отмечает место рождения Иисуса

Серебряная звезда отмечает место рождения Иисуса
(Фото Kudumomo/Flickr).

Базилика Рождества в Вифлееме

Базилика Рождества в Вифлееме
(Фото Berthold Werner/Wikimedia Commons).

Фрагмент мозаики в храме Рождества Христова, Вифлеем
Фрагмент мозаики в храме Рождества Христова, Вифлеем
Протечки воды в храме Рождества
Процесс реставрации
Центральный неф базилики Рождества
Серебряная звезда отмечает место рождения Иисуса
Базилика Рождества в Вифлееме
В Вифлееме, во время реставрации базилики Рождества Христова, специалисты обнаружили древнюю и очень ценную икону.

"Мы нашли очень древнюю и чрезвычайно ценную икону, но пока не можем никому её показать" — примерно так выглядит новость из Вифлеема в кратком изложении.

Первое сообщение о находке появилось на сайте палестинского информационного агентства Ма'ан, а британская газета Mail Online любезно собрала все факты, известные на сегодняшний день.

– Икона была обнаружена в базилике Рождества Христова в Вифлееме два месяца назад;
– Икона находилась на стене возле окна, скрытая под слоем штукатурки;
– Реставраторы обмолвились о материалах, использованных при создании иконы: серебро, латунь, камни и ракушки, но ничего не сообщили о живописном изображении, которое, собственно, и принято называть иконой;
– Сюжет иконы неизвестен;
– Говорят, что икона очень древняя, но точное время ее создания не сообщается;
– Реставрация иконы близка к завершению, но СМИ пока не располагают фотографиями или иными изображениями находки.

Пока загадочная новость путешествовала по СМИ разных стран, с ней происходили не менее загадочные метаморфозы. Например, в первом сообщении о находке на сайте агентства Ма'ан в перечислении материалов иконы присутствует слово "золото", из более поздних перепечаток новости золото пропало. В русских переводах английские stones (камни) из списка материалов превратились в "драгоценные камни", а базилика Рождества Христова – в храм Рождества Богородицы, который в Вифлееме отсутствует.

Вся информация о находке известна со слов Зияда аль-Бандака, советника президента Палестины по делам христиан. Именно ему принадлежит всеми цитируемое заявление, что икона обладает "чрезвычайной религиозной и исторической ценностью".

Вероятно, загадочное сообщение о загадочной иконе просочилось в прессу не случайно, а с целью привлечь внимание мировой общественности к другой, более масштабной и сложной теме: грандиозной реставрации базилики Рождества Христова, которая ведётся с 2013 года в непростых условиях.

Процесс реставрации
(Фото Fox News).

Напомним, что Вифлеем считается местом рождения Иисуса, а храм над пещерой Рождества — одной из главных христианских святынь — был возведен в IV веке по приказу императора Константина Великого и его матери Елены. В VI веке храм сильно пострадал от огня и при императоре Юстиниане был перестроен в виде базилики – той самой, которую видят современные паломники.

Значимость этого памятника – не только для христиан, но и для всей мировой культуры – невозможно переоценить, однако древний храм над святым местом столетиями пребывал в плачевном состоянии. А в последнее время сократился и поток паломников: Вифлеем почти граничит с Иерусалимом, однако находится на территории Палестины, в зоне, где периодически происходят вооруженные столкновения между палестинцами и израильскими военными.

Лишь в 2012 году базилика Рождества была включена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, а реставрация – первая за почти 600 лет – началась только после катастрофической зимы 2012-2013 годов: тогда в регионе выпало рекордное количество осадков, чего дырявая крыша и старые окна просто не выдержали. Храм затопило, вода повредила древние мозаики, фрески и иконы.

Протечки воды в храме Рождества
(Кадр из видео Afif Tweme).

И без того непростая ситуация осложняется натянутыми отношениями между тремя христианскими церквями – Иерусалимской греко-православной, Армянской апостольской и Римско-католической, в совместном управлении которых находится базилика Рождества. Управляющие стороны столь ревниво соблюдают разграничения полномочий, прописанные в особом кодексе Status Quo ещё в XIX веке, что один из священников признал: сами христианские "хозяйствующие субъекты" никогда бы между собой не договорились, несмотря на критическое состояние базилики.

Инициатором реставрационных работ и посредником в переговорах выступили власти мусульманской Палестины. С помощью "четвертой стороны" соглашение было достигнуто почти мгновенно, и с тех пор представители всех трёх христианских церквей активно содействуют реставраторам: например, разрешили проведение ночных работ в храме. Гражданские специалисты, в свою очередь, стараются никому не мешать во время богослужений.

Правительство Палестины выделило на реставрацию один миллион долларов США, ещё 800 тысяч поступили из частных источников. Некоторые европейские страны, в том числе и Россия, тоже перечислили значительные суммы. Совместными усилиями было собрано около $3 миллионов, необходимых для начала работ.

Реставрация базилики Рождества Христова стала первым совместным проектом мусульман и христиан на Святой земле, Зияд аль-Бандак называет его "поистине революционным".

В 2016 году советник президента Палестины Зияд аль-Бандак сообщил, что расходы на реставрацию уже составили 8 миллионов долларов, а для завершения работ нужно собрать ещё 11 миллионов…

Почему так дорого? Если загадочную икону пока никто, кроме специалистов, не видел, то вид отреставрированных мозаик говорит сам за себя: до реставрации мало кто подозревал, какое великолепие скрывается под слоями штукатурки, пыли и вековой копоти.

Фрагмент мозаики в храме Рождества Христова, Вифлеем
(Фото AP).

Но сначала пришлось отремонтировать крышу и окна, чтобы защитить храм от непогоды. Работу по замене сотен деревянных балок поручили итальянцам – по словам директора реставрационной фирмы Джаммарко Пьяченти (Giammarco Piacenti), последний раз крышу базилики чинили венецианские плотники в 1478 году. Сделали на совесть, раз крыша продержалась больше 500 лет, да и современные специалисты меняют балки не полностью, а выборочно.

В прежде заложенные окна базилики вставили новые рамы, и древний храм впервые за много лет заполнился светом. В лучах солнца невероятными красками засияли мозаики, очищенные от многовековых наслоений. Замена окон и расчистка стен при свете дня привели к новым открытиям – так и была обнаружена таинственная икона, на участке стены между окнами.

Мозаики в храме были созданы почти тысячу лет назад, в эпоху Крестовых походов. С тех пор они ни разу не поновлялись. С одной стороны, мозаики сохранили свой первоначальный вид , с другой – "они были в таком плохом состоянии, что почти скрылись под слоями штукатурки и копоти", — говорит Миммо Нукатоло (Mimmo Nucatolo), руководитель итальянской реставрационной команды.

Для работы с мозаиками в центральном нефе пришлось установить строительные леса, которые затрудняют проведение богослужений и мешают паломникам, но недовольных нет. Все понимают: такова временная необходимость. Реставраторы трудятся на высоте 10 метров над уровнем пола. "Снизу цвета мозаик были едва различимы, и многие искренне удивлялись: "А что, в этой церкви действительно есть мозаики?!". Сейчас впервые стало заметно, особенно если подняться повыше, какие великолепные, фантастические, единственные в своём роде мозаики украшают эту церковь!", — рассказал Нукатоло.

Центральный неф базилики Рождества
(Фото Ma'an Agency).

В огромных мозаичных картинах так искусно сочетаются золотые, зелёные, синие и пастельные цвета, что итальянский реставратор называет эти работы не иначе как "уникальными", выполненными очень опытными мастерами. По мнению Нукатоло, основные мозаики были созданы "в конце эпохи Крестовых походов", то есть в XIII веке.

Реставрация мозаик в центральном нефе практически завершена, сейчас специалисты работают над другими частями базилики – заделывают трещины в стенах, обновляют каменную резьбу на фасаде здания, продолжают менять деревянные балки. Далее в планах – реставрация храмовых колонн и капителей, а также древних напольных мозаик, которые сейчас скрыты под более поздними каменными полами.

Работы не коснутся лишь одной, главной части храма: Пещеры Рождества под амвоном базилики, где серебряная "вифлеемская звезда" с 14 лучами отмечает место рождения Иисуса.

Есть надежда, что реставрационные леса снимут до конца 2016 года, и посетителям откроется великолепное убранство храма в его первозданной красоте. Таинственную икону обещают показать паломникам и прессе немного раньше, возможно, через пару месяцев.

Для завершения реставрационных работ, по оценкам экспертов, понадобится ещё три года. Есть планы по установке систем климатического контроля для регулировки температуры, количества света и уровня влажности в храме. Не лишней была бы замена освещения и установка детекторов дыма. Однако продолжение работ зависит от количества собранных средств.

Палестинские власти заявили, что завершение первой стадии реставрации уже можно считать огромным успехом: "Мы очень гордимся этим достижением, ведь мы спасаем наше национальное достояние, нашу историю, наше будущее", — сказал Зияд аль-Бандак.

Палестина, частично признанное государство, статус которого зависит от точки зрения – де-юре или де-факто, очень нуждается в новом имидже в глазах международного сообщества. К тому же базилика Рождества в Вифлееме – одна из самых посещаемых туристических достопримечательностей Палестины. Это отчасти объясняет, почему в проекте реставрации христианской базилики принимает активное участие сам президент Палестины Махмуд Аббас.

Базилика Рождества в Вифлееме
(Фото Berthold Werner/Wikimedia Commons).

"Он с самого начала мне говорил: "Даже если не соберёшь необходимую сумму, начинай реставрацию. Это святое место, деньги придут", — цитирует слова Махмуда Аббаса его советник Зияд аль-Бандак.

Международная кампания по сбору недостающих 11 миллионов долларов продолжается. Новость о таинственной иконе, возможно, привлечёт внимание мирового сообщества к сложной и дорогой реставрации одной из главных христианских святынь.

В самом деле: за последнюю неделю в СМИ разных стран появилось больше новостей о загадочной иконе, чем сообщений о реставрации храма за все время с 2013 года.