Новый российский космический двигатель позволит достичь Марса за полтора месяца

Марс может стать ближе благодаря российским разработкам. Полтора месяца в пути – и вы на Красной планете. Звучит нереалистично, но первый опытный образец, который позволит осуществить полет, появится уже через два года.

Марс может стать ближе благодаря российским разработкам. Полтора месяца в пути — и вы на Красной планете. Звучит нереалистично, но первый опытный образец, который позволит осуществить полет, появится уже через два года.

"У нас есть совместный проект с Роскосмосом, который позволяет, например, в прогнозе, осуществлять полеты на Марс, — рассказывает Сергей Кириенко, гендиректор Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом". — Сегодняшние установки позволяют долететь до Марса за полтора года без возможности вернуться обратно и без возможности маневрирования. Корабль один раз разгоняется и дальше идет по траектории. Разрабатываемая нами установка с ядерным двигателем позволяет долететь до Марса за месяц–полтора и вернуться обратно, поскольку сохраняет возможность маневрирования".

Над подобным ядерным двигателем работали еще в шестидесятые годы и советские, и американские ученые. Даже проводили испытания. В XXI веке Роскосмос, НАСА, Европейское космическое агентство и частная компания SpaceX цель обозначили для себя четко: добраться до Марса любой ценой. И, если получится, колонизировать Красную планету.

Пока в блогах гадают: когда, как и зачем, в НАСА готовят экспедицию на Марс. Она должна состояться в 2020 году. Восьмерых участников уже отобрали — поровну мужчин и женщин. Среди них — метеоролог, анестезиолог, хирург и летчики военно-морской авиации. Зачем? Непонятно. Ведь на Красной планете воды почти нет. Обнаружили — но соленую, а не пресную, как в земных водоемах. Да и атмосфера, вероятно, мало подходит для полетов на самолете. А зачем на Марсе специалист по разминированию — еще более острый вопрос.

"Когда НАСА заявило, что собирается отправить пилотируемую экспедицию на Марс, многие иностранные космические агентства дали понять, что им участие в подобной программе не по зубам, — говорит Скотт Пейс, директор американского Института космической политики в Вашингтоне. — В стратегическом смысле США выбрали направление исследований, исключающее возможность международного сотрудничества — наиболее важного ресурса в современном мире".

"По сути НАСА попало в зависимость от имиджа, который ему навязали в Белом доме, — считает Дэвид Бейкер, редактор журнала Spaceflight, бывший сотрудник НАСА. — Представления общества о том, какими возможностями располагает НАСА, весьма отличаются от реального положения дел. Новый пилотируемый корабль Orion рассчитан максимум на трехнедельный автономный полет. Он не сможет поддерживать жизнедеятельность астронавтов при многомесячном перелете к Марсу. Нынешние планы марсианской экспедиции опасны своей непродуманностью и несвоевременностью".

В Роскосмосе пока громких заявлений не делают, а скрупулезно трудятся. Планы строить будут, когда ядерный двигатель заработает, чтобы не повторять ошибок американских коллег, как из НАСА, так и из SpaceX.

В частной компании SpaceX о полете на Марс речь идет давно, но Raptor, ракетный двигатель, так и не готов. Его обещают разработать до 2018 года. Но в предыдущие сроки SpaceX не всегда укладывался.