Отказ от платы по долгам: Украине напомнили о плодах дефолта

Запрыгнуть в уходящий поезд. Киев несколько часов назад ответил на претензии Москвы по долгу в 3 миллиарда. 4 марта была крайняя дата. Суду Лондона Минфин страны подтвердил – претензий не признает. Хотя независимые юристы в один голос говорят: правда на стороне России.

Запрыгнуть в уходящий поезд. Киев несколько часов назад ответил на претензии Москвы по долгу в 3 миллиарда. 4 марта была крайняя дата. Суду Лондона Минфин страны подтвердил — претензий не признает. Хотя независимые юристы в один голос говорят: правда на стороне России.

Признать, значит заплатить долг, а денег у Киева сейчас нет. Вот и тянут время. Глядишь, придет новое правительство — ему и отдуваться.

МВФ Киеву тоже не указ. Ранее фонд признал долг в 3 миллиарда суверенным. К ним еще надо доплатить 75 миллионов по купону. Погашение счетов — дело экономической репутации. Но о ней на Украине не очень думают. И это при том, что промедление тоже стоит денег, не говоря уже о растущих судебных издержках.

"Есть ряд доктрин, которые Украина может выдвинуть с тем, чтобы оспорить свою выплату долга — это невозможность исполнения, препятствование исполнения со стороны кредитора, то есть со стороны России, это доктрина "нечистых рук". Суд будет устанавливать, насколько Россия добросовестно вела себя на заключении контракта и в ходе его исполнения", — рассказывает руководитель международной практики Nektorov, Saveliev & Partners Марат Давлетбаев.

Кстати, Россия — самый крупный донор Украины. Но не единственный. Четверть миллиарда она должна Японии. Канадскому экспортному агентству — еще 172 миллиона. Плюс — по госдолгу Оттава ждет выплат 240 миллионов. В должниках Украина и у Германии. Правда, та ей одолжила лишь 8 миллионов — больше, видимо, не рискнула.

И это не удивительно, де-факто Незалежная уже банкрот. Не помогают даже кредиты МВФ. Деньги в стране долго не залеживаются — о коррупции не говорит только ленивый.

Но последнее слово — за юристами. А каково оказаться банкротом де-юре хорошо знают в Аргентине. Там нехватку денег ощущают еще с нулевых.

"Из последней практики – это, конечно, Аргентина. Это сложная история, когда 92% согласились, а 8% нет. Это были крупнейшие хедж-фонды, известные своими стервятническими наклонностями. И сейчас получается, что они выиграли, потому что Аргентина согласилась им заплатить. И они, по сути, оказались победителями в таком споре среди кредиторов, которые пошли навстречу правительству Аргентины", — подчеркивает проректор РАНХиГС Андрей Марголин.

За ниточки дергал страну МВФ. Фонд "передумал" выдать обещанные 8 миллиардов долларов. Оплачивать текущие долги пришлось из пенсионных фондов. Но и этих денег не хватило. Серии дефолтов избежать не удалось. Вдобавок, пару лет назад суд признал Аргентину неплатежеспособной.

В тот день украинский премьер Арсений Яценюк съязвил. Мол, главных мировых новости две: дефолт Аргентины и вторая — что уж Украину такая судьба не ждет. Но, как говорится, кольцо все больше сжимается.

На нашей памяти банкротство Уругвая. В 2008 году и Эквадора. Да чего далеко ходить — в начале нулевых не удержалась Молдавия. Причем, экономические последствия дефолта катастрофические. Достаточно вспомнить Грецию.

Пару лет назад она дважды отказывалась платить по счетам в общей сложности 177 миллиардов долларов. Членство в ЕС всякий раз было козырем в переговорах. Кредиторы шли на уступки.

Когда и в рукаве не оставалось карт, в ход шел сам рукав: на переговорах в 2015 году в случае провала глава греческого минфина даже грозился отрезать себе руку. Шантаж удался — МВФ одобрил новую программу помощи. Эксперты признали в этих переговорах победу за Афинами. Но каждый транш фонда — теперь как маленькая битва — решение о перечислении принимается в последний момент.

Украине придется еще тяжелее. Какие уж там реформы! Курс национальной валюты снижается, падение ВВП бьет рекорды. Для Киева потерян крупнейший промышленный регион — Донбасс. Он обеспечивал 20 процентов промпроизводства. Угольная отрасль, черная и цветная металлургия, химические предприятия и тяжелое машиностроение — все это было.

Год назад эксперты сравнивали потери региона с последствиями Второй мировой войны. В 2014 году останавливалось 90% предприятий. Большая часть — полностью или частично разрушены. Естественно, для того, чтобы восстановить заводы и шахты, было приложено максимум усилий. Но ремонт — дело не дешевое. К тому же в таких условиях.

Теперь надежда на перемирие. Накануне это подтвердила и Нормандская четверка. И как уже не раз говорилось — мяч на стороне Киева.