Лицо города. Реплика Андрея Норкина

Не успели стихнуть баталии по поводу сноса торговых павильонов у столичных станций метро, а у споров на тему "Как должна выглядеть Москва?" появился новый информационный повод. В один и тот же день все заговорили о том, что на ВДНХ начался демонтаж аттракционов, а с Арбата "попросили" художников и музыкантов.

Почему я сегодня решил поднять эту тему? Во-первых, Москва – мой родной город. Я в нем родился и вырос, и, хотя уже давно не живу в нем, но на работу все равно приезжаю именно в Москву. И семейные культпоходы, в основном, тоже проложены по московским маршрутам. Во-вторых, Москва – столица нашей страны. Ее можно, конечно, недолюбливать за некоторую заносчивость, можно сетовать на московскую суету и пробки, но так или иначе на столицу принято равняться. Смотреть, что там в ней интересного и хорошего происходит, чтобы потом последовать ее примеру.

Для меня облик Москвы, лицо моего города – тема очень важная, потому что я хорошо помню, как менялась Москва. Как широкие улицы и бескрайние площади вдруг начали превращаться в огромный торговый муравейник, и на каждом углу что-то продавали и покупали. За рекламными вывесками исчезали дома и целые архитектурные объекты, как, например, стадион в Лужниках, где я когда-то работал, или та же ВДНХ. Сейчас Москва начала сбрасывать с себя эту коросту, как человек, озаботившийся своей внешностью. И у меня появились некоторые опасения. Лицо города – оно, как лицо человека. Если увлечься косметическими процедурами, можно не только не приобрести красоту, можно потерять собственную индивидуальность.

Я поддерживаю демонтаж аттракционов на ВДНХ. И не только потому, что там существовали различного рода проблемы в законодательном оформлении этих аттракционов и, что более важно, в безопасности их эксплуатации. Просто ВДНХ, на мой взгляд, совсем не то место, где нужны "качели-карусели". Выставку любили не за это, и поклонников "экстремального вида отдыха", как выражается московский мэр Сергей Собянин, лучше собрать в другом месте – специально отведенном под тематический парк. Тут ведь главное – слово "тематический". Москвичи давным-давно заслужили такой вид отдыха: захватывающий дух, заставляющий забыть о возрасте и переносящий вас в мир сказки. Причем, совсем необязательно, чтобы в таком парке были одни медведи, избушки на курьих ножках и самодвижущиеся печки. Хотя для самых маленьких это, как раз, подойдет. Но подросткам и взрослым в таком парке тоже должно быть интересно.

Разве не достойны подобного воплощения книги Александра Волкова о Волшебнике Изумрудного города, Урфине Джюсе и его деревянных солдатах и о Семи подземных королях? Разве не получится увлекательный аттракцион из романа Александра Беляева "Человек-амфибия"? А фильмы Ричарда Викторова: "Москва-Кассиопея", "Отроки во Вселенной", "Через тернии к звездам"? Разве они менее интересны, чем "Пираты Карибского моря"? Если уж московские власти всерьез задумались о реализации подобного проекта, то мне кажется правильным попробовать создать такой тематический парк развлечений, который бы основывался на произведениях отечественной литературы и кинематографа. Просто представьте, что может получиться!

При этом я вовсе не призываю отказываться от всего "культурно-развлекательного импорта". Это я уже об Арбате… Свой Арбат есть почти в каждой европейской столице. Согласитесь, странно было бы узнать, что в Париже вдруг исчез Монмартр! Не сам холм, с венчающей его базиликой Sacre Coeur, а обитатели Монмартра – эти смешные и немного пугающие "живые статуи"; художники, далеко не все являющиеся профессионалами; жонглеры и фокусники; бесчисленные музыканты. У меня представить такую картину не получается! А вот в Москве улицы самодеятельных художников и музыкантов больше нет. И это очень грустно.

Потому что Арбат не был только и исключительно улицей для туристов, которые приходили туда, чтобы купить матрешку и шапку-ушанку с кокардой времен Советской Армии. Туда приходили и сами москвичи. Для того, чтобы забыть об усталости, накопившейся за неделю; чтобы посмеяться над дурацкими шаржами, которые рисовали местные художники; чтобы послушать совсем юных музыкантов с плохо настроенными гитарами и вспомнить свою молодость и свои песни. Что же в этом плохого? Спросите себя, разве сейчас, в выходные дни, так удачно совпавшие с праздником 8 Марта – вы бы отказались совершенно бесцельно пройтись по Арбату, потолкаться среди его гостей, съесть прямо на ходу мороженое и подарить вашей любимой какую-нибудь забавную игрушку? Мне почему-то кажется, что не отказались бы…

Пройти по этой улице можно и сейчас, и мороженое с игрушками там, наверное, остались. Но, боюсь, что исчезла атмосфера городского оазиса, искреннего и неформального праздника, которая была общей и для Арбата, и для Монмартра. Когда город меняется – это прекрасно. Но авторам этих перемен следует помнить, что жить в городе должно быть не только чисто, удобно и безопасно, но еще весело, увлекательно и немножко наивно.

Сегодня

Перекусили в дорогу

Перекусили в дорогу

12 часов назад