"Нормандская четверка" в Париже: 4 часа переговоров к консенсусу не привели

Украина и парижская встреча министров иностранных дел "нормандской четверки" – консенсуса не получилось. Таков итог встречи, завершившейся минувшей ночью. Причина — в позиции Киева, который по-прежнему тянет с выполнением минских договоренностей — прежде всего, в отношении выборов в Донбассе.

Украина и парижская встреча министров иностранных дел "нормандской четверки" — консенсуса не получилось. Таков, по сути, основной итог встречи, завершившейся минувшей ночью. Причина — в позиции Киева, который по-прежнему тянет с выполнением минских договоренностей — прежде всего, в отношении выборов в Донбассе. Европа недовольна и уже недвусмысленно дает это понять.

Переговоры в Париже продолжались 4 часа. Новостей с набережной Орсе, где находится французский МИД, ждали до поздней ночи. Когда Сергей Лавров рассказывал журналистам об итогах, на часах была почти полночь. Изначально было понятно, насколько непростым будет разговор о выборах в Донбассе и о том, как их проводить. Оживленное общение в министерских кулуарах еще перед началом встречи дает понять, какое внимание уделяют в Париже нормандскому формату.

Первым на набережную Орсе приезжает Сергей Лавров. Чуть позже — немецкий коллега Штайнмайер. Наконец, первое лицо украинской дипломатии Павел Климкин — неожиданно подчеркнуто по-европейски в шарфе. Курьезная ситуация возникла на церемонии фотографирования. Министр иностранных дел Украины поначалу встал около флага Евросоюза. И вот сотрудник службы протокола деликатно просит министра подойти к флагу своей страны.

Французская сторона, действительно, нарушила традицию — флаги России и Украины оказались рядом. И постоять придется вместе, заметил Сергей Лавров украинскому коллеге, который был явно раздражен изменениями в протоколе.

Основная тема беседы — выборы в Донбассе и то, как их проводить. Франция и Германия считают, они должны состояться в первом полугодии 2016-го. Но ДНР и ЛНР ждут, когда Киев выполнит свои обязательства. И пока на этот счет — полная неопределенность.

"Сегодня снова Киев пытался признать представителей Донбасса нелегитимными", — констатировал глава российского МИДа.

Так или иначе, Франция рассчитывает на то, что выборы все-таки состоятся. Однако Франк-Вальтер Штайнмайер, который ранее говорил, что встреча в Париже может стать прорывной, не скрывает разочарования. Немецкого министра можно понять: результат встречи — совсем не на руку Европе.

За переговорами в Париже внимательно следили в Вашингтоне. Комментарии крайне аккуратные. Впрочем, за дипломатичными формулировками явно чувствуется раздражение в адрес Киева. "Мы выступаем за полное выполнение условий минских соглашений, — говорит официальный представитель Госдепартамента США Джон Кирби. — Что касается выполнения соглашений со стороны Киева — мы видим прогресс. Но украинской стороне необходимо сделать еще многое, в том числе в вопросе реформ. Мы обсуждаем эту тему на переговорах с украинскими властями. Мы отмечаем, что политические реформы на Украине важны — и не только для стабильности правительства, а для всего украинского народа".

Недовольство действиями, а, точнее, бездействием Украины высказывают и в ООН. Там Киев обвиняют в неспособности расследовать одесскую трагедию 2014 года. Об этом говорится в опубликованном накануне в Женеве докладе о положении в области прав и свобод на Украине. Главный вывод — власти не сделали ничего, чтобы установить обстоятельства гибели людей в Доме профсоюзов. Кроме того, Управление верховного комиссара ООН по правам человека призвало Киев установить и арестовать организаторов блокады Крыма.

Как и предполагалось, говорили в Париже и о ситуации в Сирии: насколько связаны возможные результаты переговоров в Женеве с режимом прекращения огня, и как долго он будет соблюдаться. Переговорный марафон по Сирии начинается 9 марта. Очевидно, именно от умения слышать друг друга будет зависеть судьба страны.

И Сирия, и Украина стали сложнейшей проблемой для Европы. Трещина в отношениях с Москвой, потери бизнеса из-за санкций и, наконец, волны беженцев с Ближнего Востока. Безоговорочно поддерживая политику США, Евросоюз теперь вынужден подсчитывать свои упущенные возможности. Но политический локомотив Европы уверенно движется по тем же рельсам.