Знаменитый горельеф Вучетича на ВДНХ открыт после реставрации

Посетители Центрального павильона ВДНХ теперь вновь могут рассмотреть знаменитое творение Евгения Вучетича. На протяжении десятилетий гигантский горельеф был скрыт за фанерной стеной. Обнаружили скульптурную композицию, когда помещение начали освобождать от торговых киосков.

Посетители Центрального павильона ВДНХ теперь вновь могут рассмотреть знаменитое творение Евгения Вучетича. На протяжении десятилетий гигантский горельеф был скрыт за фанерной стеной, его даже считали безвозвратно утраченным. Обнаружили скульптурную композицию, когда помещение начали освобождать от торговых киосков.

Больше 40 лет он был скрыт от глаз посетителей. И вот сегодня знаменитый горельеф Вучетича под названием "Знаменосцу мира, советскому народу — слава!" вновь открыт и занимает историческое место в первом павильоне ВДНХ. Целая стена c изображением полутора тысяч человек разных национальностей и профессий на фоне знаковых сооружений послевоенной эпохи.

"В этом произведении искусства отразились все перипетии нашего исторического развития второй половины ХХ века", — подчеркивает руководитель департамента культуры Москвы Александр Кибовский.

Реставраторы проделали очень сложную и кропотливую работу. Горельеф площадью 90 квадратных метров был разрушен на треть.

"Отсутствовали 14 голов, отсутствовали практически все навершия планов, очень многие части были разбиты, подвижны. В двух местах рама была полностью выломана", — рассказывает в интервью программе "Вести-Москва" реставратор Инна Пчелова.

Благодаря сотрудникам ВДНХ лепить фигуры заново не пришлось. Детали, что откололись, спасли и сохранили в местной библиотеке. Но все же лицо одного героя не уцелело. Его восстанавливали по фотографиям 1950-х. Кстати, для панно позировали реальные люди. Среди них — академик Павлов, актриса Алла Тарасова и узбекский хлопкороб Назарали Ниязов.

"Самым сложным было то, что рельеф имеет определенную глубину, и на эту глубину нужно было поставить леса. Это практически невозможно. Пришлось делать очень хитрые приспособления, чтобы дотянуться до основания", — продолжает Инна Пчелова.

Горельеф был создан в 1954 году. Выполнен из гипса, тонирован под бронзу. Являлся одним из самых интересных экспонатов Всесоюзной выставки. Но в 1967 году его спрятали, а в 1990-х, когда павильон превратился в торговый комплекс, и вовсе забили фанерой.

"Здесь были какие-то маленькие перегородки, ларьки, делались какие-то крепления. Само собой, никто не знал, что за этой стенкой находится такое великое произведение, и швелера от этих крепежей вонзались в плоть этого произведения", — отмечает Александр Кибовский.

Обнаружили работу Вучетича, уже поврежденную, только два года назад — когда очищали павильон от палаток.

"За год был отреставрирован замечательный памятник искусства. Надеюсь, что это будет хорошим символом, хорошим началом уникальной научной реставрации объектов ВДНХ", — подчеркнул мэр Москвы Сергей Собянин.

Мэр сегодня первым увидел отреставрированный горельеф. Теперь панно доступно для всех посетителей ВДНХ.