"Городские технологии": технопарки как двигатели модернизации

"Москабельмет" — это крупнейшая в стране площадка по выпуску кабельно-проводниковой продукции. На территории в 20 гектаров размещается с десяток технологических линий. Сегодня это даже не завод, а полноценный индустриальный парк. В феврале текущего года мэр Москвы запустил здесь новую линию.

1-я и 2-я Кабельные улицы, 1-й и 2-й Кабельные проезды… Hе надо быть экспертом по топонимике, чтобы понять – у этого района Москвы богатая промышленная история. В IXX веке, тогда еще на территории рабочего поселка, был построен завод "Москабельмет". Специализировалось предприятие на выпуске широкой номенклатуры кабелей для передачи электроэнергии, электротехнической промышленности и связи. За более чем вековую историю завод не раз менял название и форму собственности, но при этом сохранил свою специализацию. По итогам прошлого года здесь выпустили 23 тысячи километров кабельно-проводниковой продукции.

"Москабельмет" — это крупнейшая в стране площадка по выпуску кабельно-проводниковой продукции. На территории в 20 гектаров размещается с десяток технологических линий. Сегодня это даже не завод, а полноценный индустриальный парк. "Здесь целый ряд совместных предприятий с японскими, американскими, итальянскими и другими производителями. Казалось бы, цеха не такие презентабельные. Тем не менее, это качественная продукция, которая идет как на российский, так и на зарубежные рынки", — говорит мэр Москвы Сергей Собянин.

В феврале текущего года мэр Москвы запустил здесь новую линию по производству транспонированного кабеля, который используется в обмотках трансформаторов. Он состоит из набора жил, переплетенных между собой специальным образом. Эту работу выполняет пока единственная в России транспонирующая машина. "Она собирает большое количество медных проводников в две стопки, где они меняют свое положение по кругу при помощи специальной транспозиции. То есть, видно, как они изгибаются. За счет этого в мощных трансформаторах увеличивается КПД, снижается стоимость изготовления трансформатора, уменьшается его масса и габариты", — говорит Дмитрий Петров, заместитель генерального директора предприятия по производству транспонированного кабеля.

Производственная мощность такого агрегата – две тысячи тонн транспонированного кабеля в год. При том, что в 2015 году по всей стране было использовано только 1400 тонн инновационного продукта. "Во всем мире уже давно производят такого рода провода. Однако в России не было серьезной потребности, так как установка достаточно производительная. Когда в стране стали появляться потребности, сопоставимые с мощностью машины, было принято решение о приобретении. То есть инвестиции в производство транспонированного провода составили порядка восьми миллионов евро", — говорит Денис Прокутин, заместитель генерального директора по производству обмоточного провода.

Установка по производству бескислородной медной катанки – еще одна новая линия предприятия. Здесь выпускают 24 тонны тонких и тончайших проводников в сутки. Стоимость самой установки – более двух миллионов евро. "На нашей большой установке работают 12 человек. Здесь их всего два. Издержки более низкие, потому что ниже и фонд заработной платы. Фактически разница в переделе — это производная цена газа и электричества. Кроме того, установка более технологичная: ее вредные выбросы меньше, чем в соседнем офисном центре", – отмечает Максим Третьяков, генеральный директор предприятия по производству медной катанки.

За последние четыре года в предприятия индустриального парка было инвестировано больше 1 миллиарда рублей. В той или иной степени были модернизированы линии по выпуску всех видов кабелей. "С безгалогенной изоляцией для метрополитена, ксет получил новое развитие, Новую модификацию для электрифицированного транспорта Мосгортранса. Мы создаем импортозамещающие кабели для МОЭСКа, которые на 99 процентов состоят из отечественного сырья. Конечно, наша гордость и транспонированные провода — мы единственные в России их производим", — говорит Павел Моряков, генеральный директор завода по производству кабелей.

Окупить вложения в модернизацию "Москабельмет" планирует за 10 лет. Оборот индустриального парка достиг 16 миллиардов рублей, 300 миллионов из которых идут в бюджет Москвы в качестве налогов. За последние пять лет на малых и средних предприятиях Москвы появилось около 400 тысяч новых рабочих мест. Несмотря на сложности в экономике, этот тренд продолжается. Так, на главной инновационной площадке города — в технополисе "Москва" — размещается 38 компаний-резидентов, десять из которых развернули свои производства за последние полгода.

"Если раньше пропорция приходящих инвесторов была 80 процентов, на 20 процентов в пользу иностранцев, сейчас ситуация изменилась до обратного. 80 процентов — наши компании, которые делают прорывные разработки. И на их примере видно, что эти разработки востребованы рынком", — отмечает Игорь Ищенко, генеральный директор технополиса "Москва".

Всего в технополисе создано 1,5 тысячи рабочих мест для специалистов высокой квалификации. Новый резидент, компания NeoPhotonics, дала работу 45 ученым, которые занимаются разработками фотонных интегральных схем для телекоммуникационного оборудования. "Сейчас запущена уже вторая фаза проекта. В первой фазе мы собирали сплитеры из готовых чипов и кристаллов. Сегодня проводим финишную обработку пластин. После чего нарезаем и полируем чипы, а затем производим из них сборку сплитеров", — рассказывает Дмитрий Моргун, директор по производству.

На сегодняшний день площади технопарка "Москва" заполнены на 100 процентов. Объем инвестиций со стороны резидентов достиг 9 миллиардов рублей. "Как правило, инфраструктурные инвестиции в таком среднемировом срезе — 10-20 лет. Мы отбиваемся до десяти — это чрезвычайно высокий показатель. Сегодня на каждый рубль, инвестированный городом, со стороны резидентов приходится три", — говорит Ищенко.

Одна из основ новой промышленной политики Москвы – улучшение инвестиционного климата. Трудно привлечь в экономику высокотехнологичные производства, если бизнес не будет уверен в надежности своих инвестиций. В столичные предприятия промышленности, IT и науки за последние пять лет было инвестировано больше 170 миллиардов рублей. По темпам строительства промышленной недвижимости прошлый год показал прирост в 50 процентов.

"Мы понимаем наше положение. Понимаем, что у многих наших конкурентов мы стали выигрывать по качественным показателям. Город становится лучше, привлекательнее, появляется пространство. Нам ясно, что к этому добавился еще и ценовой фактор: снизился уровень издержек — это важнейший показатель. В целом за последние два года наша конкурентоспособность сильно выросла. Мы одни из лидеров в мире по потенциалу привлечения денег", — отмечает Максим Решетников, руководитель департамента экономической политики и развития города Москвы.

В рейтинге инвестиционного развития Агентства стратегических инициатив Москва показала наилучшую динамику, поднявшись всего за год с 17-го на 13-е место. Высшая школа экономики в схожем рейтинге ставит российскую столицу на первое место в стране. В международном глобальном рейтинге инновационных городов Москва вышла на 63-ю позицию в мире, хотя до 2009 года не была даже в первой сотне.

Улучшение инвестклимата столицы во многом связано с резким сокращением бюрократических процедур. "Сегодня из любой точки мира застройщик может подать заявку, приложив минимум документов. Потому что все документы, необходимые для прохождения процедуры, находятся в базовом регистре Москвы, где отраслевые комитеты размещают свою информацию по земле, другим видам. В связи с этим, мы в короткие сроки закрываем процедуру", — говорит Сергей Левкин, руководитель департамента градостроительной политики города Москвы.

В конце прошлого года были приняты поправки в закон о промышленной политике Москвы, которые позволяют не только новым инвесторам, но и существующим предприятиям претендовать на преференции от города. Для этого нужно соответствовать четким критериям. Так, для получения статуса "промышленного комплекса" на один гектар предприятия должно приходиться:

- не меньше ста миллионов рублей инвестиций в собственное развитие за пять лет;

- от 300 миллионов рублей ежегодной выручки;

- не меньше 100 миллионов рублей в год фонда оплаты труда;

Для присвоения статуса "технопарка" обязательный объем инвестиций может быть в два раза меньше – 50 миллионов рублей за пять лет. А вот показатели выручки и зарплатного фонда, наоборот, вдвое выше – 200 и 600 миллионов в год в расчете на один гектар.

"Сам статус промышленного комплекса позволяет снизить уровень налоговой нагрузки для предприятий на 10 процентов, говорит Решетников. — По таким чувствительным позициям, как налог на имущество и землю, уровень нагрузки понижается вдвое. А это те налоги, которые предприятия вынуждены платить вне зависимости от результатов деятельности: есть прибыль или нет — все равно надо платить. Что касается статуса технопарков, мы обновили всю нормативную базу. Плюс, статус технопарка позволяет снизить налоговою нагрузку уже на 25 процентов. То есть, обнуляются налоги на имущество, землю, прибыль".

Через систему льгот город стимулирует отрасль к переходу на новый технологический уклад. В будущем в Москве должны остаться только высокоэффективные и компактные производства. Привязка экономических показателей предприятия к гектару занимаемой площади – ключевой критерий для получения налоговых преференций. "В ближайшее время 800 метров в Зеленограде даст 300 тысяч гибких искусственных кристалликов для глаза. При общей потребности России в 700 тысяч операций. Вот представьте себе плотность выпускаемого производства. 800 метров дадут нам возможность закрыть половину рынка. При этом, по качеству мы будем конкурировать с лучшими американскими компаниями, а из-за низкой себестоимости продукта выдавим с рынка дешевый, но некачественный индийский продукт", — говорит Олег Бочаров, руководитель департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы.

С начала года правительство Москвы присвоило статус технопарка четырем производственным площадкам. Как говорят в мэрии – это только начало. В ближайшие годы в столице ждут инновационного бума. На площадке объединенной авиастроительной корпорации разрабатывают компоненты для "МС-21". Первый полет российского среднемагистрального самолета состоится уже в этом году. "Пилоты, приходя на этот стенд, смогут оценить индикацию, которую будут видеть в кабине. Смогут понять, насколько она будет им понятна, удобна для выполнения задач, также они смогут выполнить полет по маршруту и оценить работу всех систем", — рассказывает Сергей Мальцев, ведущий инженер центра комплексирования авиастроительной корпорации.

Будущий флагман российской авиации будет полностью работать на отечественном программном обеспечении. Для разработки софта в Москве был создан так называемый "центр комплексирования". "Самолеты становятся более интеллектуальные, более умные, если так можно сказать. И число специалистов, которые могут это комплексирование производить, становится больше. Они, так скажем, штучный товар и при каждом предприятии и при каждой самолетной фирме их явно не хватало. Поэтому было принято решение о создании нашего предприятия", — говорит Виктор Поляков, генеральный директор центра комплексирования авиастроительной корпорации.

Авиастроение — одна из ведущих отраслей промышленности Москвы, в которой занято больше 100 тысяч человек. Власти города инициируют создание в столице полноценного авиастроительного кластера, который объединит 70 процентов конструкторских и научных разработок в сфере самолетостроения. "Когда мы говорим о формировании кластера, город преследует простую задачу. Допустим, приходит одно авиационное предприятие и просит льготу или субсидию. Мы же не можем знать по отрасли, насколько эффективно это предприятие. Или другая компания может более эффективно использовать эту субсидию. Когда у нас есть кластер, мы видим все предприятия отрасли — оценка рыночная, конкурентная", отмечает Олег Бочаров, руководитель департамента науки, промышленной политики и предпринимательства в Москве.

На базе технопарка "Итэлма" в будущем возможно создание автомобильного кластера Москвы. В 2017 году здесь откроют инженерно-лабораторный корпус, где будет работать около 400 инженеров в области автомобилестроения. "В первую очередь, это будет развитие тех инженерных планов, которые мы для себя наметили. Прежде всего, мы занимаемся автомобильной электроникой, поэтому это продукты, связанные с развитием автомобильной электроники. Изделия, связанные с мониторингом транспортных средств, ЭРА ГЛОНАСС, системой управления двигателем, в том числе и для дизельных автомобилей, также ряд других компонентов, которые мы планируем там разрабатывать", — говорит Александр Постников, председатель, директор технопарка "Итэлма".

Технопарк "Слава" запускает в этом году ряд новых инновационных проектов в области энергоэффективности, приборостроения и IT-технологий. В технополисе "Москва" из реконструкции выйдет 130 тысяч квадратных метров помещений для будущих резидентов. Перед руководством технополиса поставлена и более глобальная задача – тиражировать успешный опыт развития инноваций на другие площадки Москвы. Всего в городе – десять тысяч гектаров земли, которым требуется промышленный редевеломпент.

"Где-то мы будем, возможно, создавать некие наукограды, когда будем понимать, что это увязано со стоящим рядом техническим ВУЗом, который имеет колоссальную базу. Где-то будем делать однофокусные решения под индустрию. Перед нами город ставит задачу заняться землями, чтобы они приносили не просто ренту, а создавали новые рабочие места совершенно иного качества", — говорит Игорь Ищенко, генеральный директор технополиса "Москва".

Вы когда-нибудь слышали о таком понятии как "детский технопарк"? Думаю – нет. А между тем, Москва на базе инновационных предприятий собирается открыть 25 площадок для детей. И это станет новой составляющей дополнительного школьного образования. Как заявила заммэра Наталья Сергунина, для модернизации столичной экономики необходимо, чтобы у детей появился интерес к получению инженерных специальностей и к работе в сферах. Такие вот городские технологии.