Это надо остановить: Госсовет готовит меры, чтобы снизить число смертельных ДТП

Ситуация на российских дорогах требует принятия неотложных мер. Большинство ДТП в России происходит именно по вине участников движения — из-за агрессивного вождения и неуважения друг к другу. Ежегодно в авариях гибнут более сотни тысяч людей. Проблемам безопасности дорожного движения было посвящено заседание президиума Госсовета, которое президент провел в Ярославле. А актуальность проблемы доказала целая серия ДТП буквально в последние дни.

Никакой автошколы, прямо в городе муж учит жену водить машину. Вот только супруга забыла, где педаль тормоза. Чуть было не убив себя, пассажиров других машин и даже покупателей в киоске, женщина направляет машину поперек полосы и пробивает несколько ограждений. Во время этого инцидента все остались живы. Но каждый день в России на дорогах гибнут 100 человек.

Проблема настолько остра, что сегодня президент провел заседание Госсовета по безопасности дорожного движения. "За последнее десятилетие в результате таких происшествий получили ранения более трех миллионов человек, — говорит Путин. — Погибло при этом, обращаю ваше внимание на эту ужасную цифру, за десятилетие — 350 тысяч человек. Это население достаточно приличного города. Страшные, бессмысленные жертвы, которых можно было бы избежать. И абсолютное большинство таких трагедий произошло по вине водителей. Именно агрессия и неуважение к другим участникам дорожного движения, как правило, приводят к тяжелейшим авариям".

Не только тотальное пренебрежение правилами движения, но и правилами перевозки опасных грузов. Вот из кузова машины на огромной скорости вылетают кирпичи, водитель этого даже не замечает. Но все же, несмотря на крайне резкий рост числа автомобилей в стране, число ДТП удалось снизить на 12 процентов. Однако задача снизить еще — недопустимо много людей гибнут даже на пешеходных переходах.

"Считаю, что нужно повысить ответственность водителей за нарушение правил на пешеходных переходах, — говорит Путин. — Самым распространенным происшествием с тяжелыми последствиями остается выезд на встречную полосу. Наказание вплоть до лишения прав не останавливает лихачей. В результате их безответственного поведения гибнут ни в чем не повинные люди. Полагаю, что правительству необходимо представить план мероприятий по комплексному, системному решению этой проблемы".

Понятно, что огромное число аварий происходит из-за безобразного, подчас, состояния дорог. Кадры из Волгограда — о том, как выглядят магистрали в этом городе, знают уже далеко за его пределами. Впрочем, во многих регионах качество дорог и развязок все-таки резко выросло.

Между Башкирией и Удмуртией завершается строительство моста, который соединит два федеральных округа. Федеральная дорога "Лена", действительно, меняется прямо на глазах — в условиях вечной мерзлоты удалось построить асфальт высочайшего качества. "Если раньше в нормативном состоянии было немногим более 35 процентов федеральных трасс, то по итогам прошлого года мы вышли уже на показатели 2/3", — говорит министр транспорта РФ Максим Соколов.

Чтобы у регионов было больше денег на содержание дорог и повышение безопасности движения, решено, что деньги, полученные от штрафов, должны направляться в дорожные фонды. В той же Ярославлавской области, где проходил Госсовет, их сейчас используют на другие цели. "Из 700 миллионов рублей штрафных, которые были направлены в местный бюджет, дошло до реальной программы профилактики всего 65 миллионов. Это в несколько раз утруска, усушка произошла", — говорит министр внутренних дел РФ Владимир Колокольцев.

"Поэтому очень разумно, если бы, действительно, эти штрафы целевым образом были зафиксированы, нормативно шли в дорожные фонды", — поддерживает помощник президента РФ Андрей Белоусов. Путин соглашается: "И, поскольку Минфин не возражает, давайте так и сделаем. Хорошо, договорились".

Важнейшая тема — организация дорожного движения. В гигантской Москве с миллионами машин удалось в значительной степени избавиться от хаоса, который царил в столице 5 лет назад. Организованы парковки, выделенные полосы для общественного транспорта, эвакуация нарушителей. И в итоге выросла скорость движения. "Обычно, когда скорость увеличивается, увеличиваются и проблемы, связанные с ДТП и смертностью на дорогах, — говорит мэр Москвы Сергей Собянин. — Но произошло обратное. В прошлом году количество ДТП уменьшилось на 30 процентов. А смертность почти на четверть. Это говорит о том, что мы двигаемся в правильном направлении.

Особая тема — воспитание культуры водителей и пешеходов. В большинстве школ введены специальные занятия. В России сейчас оборудованы уже 150 вертолетных площадок для санитарной авиации. По данным Минздрава, впервые достигнут показатель, когда на 90 процентов аварий скорая помощь прибывает в течение 20 минут. Вездеход российского производства уже сейчас используется в тех регионах, где дорог нет и просто быть не может из-за природных условий. Он легко не только едет, но и плывет, и работает при температуре от плюс 45 до минус 45 градусов.

Несмотря на то, что многое сделано, можно было сделать еще больше. По мнению Путина, резкий рост числа автомобилей в России почему-то стал неожиданностью для министров. "Складывается впечатление, что мы очень легко относимся этой тяжелейшей проблеме, — говорит президент РФ. — Поверхностно, как к какой-то, извините, бытовухе. Нам нужно было бы, оценив ситуацию своевременно, реагировать адекватно складывающейся ситуации. Но мы этого не сделали. Поэтому такие огромные потери — 30, 35 тысяч погибших в год на дорогах. Кошмар. Между тем, вопросы, они решаемы все. Это входит в круг прямой ответственности федеральных, региональных, да и муниципальных органов власти. Если мы хотим, чтобы эта задача, безусловно, важнейшая, решалась, то нельзя этого делать от случая к случаю, от одного совещания к другому совещанию. Это должно быть предметом нашей постоянной работы и постоянного внимания. Я вас всех призываю вот к такой солидарной, ответственной работе".

Улучшение качества дорог, оборудование машин системой вызова экстренной помощи "ЭРА-ГЛОНАСС", по словам президента, нужно шире использовать. А также включать механизмы страхования, создать условия для того, чтобы ДТП без пострадавших людей можно было оформить без вызова полиции. Одновременно Путин поручил пресечь распространение фальшивых страховок.

Сегодня