Поражать и восхищать: к юбилею московского метро открылась выставка

"Московское метро — подземный памятник архитектуры" – так называется выставка, которая открылась в столице к 80-летию подземки. Среди экспонатов — работы известных художников, скульпторов и архитекторов, которые сделали транспортную сеть Москвы одной из главных достопримечательностей города.

"Московское метро — подземный памятник архитектуры" — так называется выставка, которая открылась в столице к 80-летию подземки. Среди экспонатов — работы известных художников, скульпторов и архитекторов, которые сделали транспортную сеть Москвы одной из главных достопримечательностей города.

С самой первой станции, которой стала в 1935 году "Комсомольская", московское метро должно было поражать и восхищать. Во-первых, очень много света, абсолютно нет ощущения замкнутого или давящего пространства. Во-вторых, советские граждане спускались, казалось бы, под землю, а оказывались во дворцах, каждый из которых был вершиной архитектурного мастерства.

Роскошная "Комсомольская"-кольцевая — с мозаиками-портретами — от Александра Невского до советских солдат у стен Рейхстага. Памятник Победе и триумф Алексея Щусева. Душкин, Фомин, Чечулин — их работы в первом зале выставки. Лучшие зодчие эпохи проектировали этот подземный город, ежедневное население которого сегодня — 8 миллионов человек.

"До сих пор подземка играет самостоятельную роль в культурной жизни страны, а в советское время играла роль и в политической жизни страны, потому что метро предъявлялось как модель светлого будущего", — отмечает директор государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени Щусева Ирина Коробьина.

Плюс критическое освоение прошлого — такая установка поступила метростроевцам сверху. Многие павильоны копировали памятники старины: станция "Парк культуры" в проекте напоминала античный храм, "Калужская" — Триумфальную арку. "Библиотека имени Ленина" — одна из первых станций, еще сдержанно-скромная. Позже под землей появились росписи, мозаики, скульптуры — гипсовый десантник с "Бауманской", например. Эта станция-подвиг открылась в разгар войны. Евгению Пименову мобилизовали строить метро в 43-м — работала как раз на "Бауманской". "Очень тяжело было, — вспоминает женщина, — вагонетки груженые на себе гоняли, вручную. Мы доски носили, настилы, штукатурка, еще эскалаторов не было, по деревянным лестницам поднимались и опускались, таскали это все".

Строила Евгения Николаевна и "Курскую". На выставке есть проект станции, но нереализованный. Экспозиция показывает, и каким могло быть метро. "Павелецкая" — как восточный дворец. "Киевская" — вообще райский сад. Павильон "Кропоткинской" проектировал Алексей Душкин, но появилась знаменитая арка, а архитектурным кредо Душкина стала сама станция — фантастическая, залитая светом от придуманных проектировщиками "распушек-софитов".

"Это образное выражение авторское, "распушки" — колонна идет кверху, а софиты — она же и светит, — поясняет историк архитектуры, внучка Алексея Душкина Наталья. — Ювелирный рисунок потолка, по нему свет гранями растекался, создавалось очень торжественное, дворцовое пространство".

Но сейчас из 200 станций метро только 12 — памятники. "Мы бы хотели этой выставкой напомнить о его колоссальном значении, и сверхзадача наша — продвигать этот объект в список всемирного наследия ЮНЕСКО", — продолжает Ирина Коробьина.

И, возможно, московское метро, которое задумывалось как интерпретация всего лучшего из Всемирного наследия, само войдет в архитектурный пантеон.