Тема:

Мигранты в Европе 6 дней назад

Саммит ЕС и Турции: политики забывают, что беженцы – люди, а не товар

Лидеры стран Евросоюза согласовали проект договора с Турцией по разрешению миграционного кризиса. Сегодня документ будет представлен главе турецкого правительства Ахмету Давутоглу. Переговоры в Брюсселе ожидаются напряженными.

Лидеры стран Евросоюза согласовали проект договора с Турцией по разрешению миграционного кризиса. Сегодня документ будет представлен главе турецкого правительства Ахмету Давутоглу. Переговоры в Брюсселе ожидаются напряженными: Анкара требует конкретных шагов от ЕС и, главное, финансов. А еврочиновники, напротив, стараются отделаться общими словами.

28 спасательных жилетов появились на улице Брюсселя. Нужны они не беженцам, а европейским политикам. По одному на каждого лидера, который приехал обсуждать с Турцией соглашение по мигрантам. На жилетах и уличных баннерах призывы: "Остановите сделку и не торгуйте беженцами".

Чуть в стороне видны плакаты, адресованные Анкаре. Турецкий премьер Ахмет Давутоглу изображен на них с вампирскими клыками и кровавыми подтеками.

"Европейские политики должны осознать, что беженцы тоже люди, а не товар и не предмет торга, — говорит Фотис Филиппу, представитель европейского отделения Amnesty International. — Они должны перестать обменивать одни человеческие жизни на другие".

На то, чтобы договориться, как вести диалог с Анкарой, у европейских политиков ушел целый день. Сегодня по плану предстоят переговоры уже совместно с турецким премьером. В Брюссель Ахмет Давутоглу едет слушать, не предлагать.

Требования Анкары известны и озвучены давно: в обмен на прием обратно из Европы мигрантов-нелегалов Турция хочет дополнительную финансовую помощь до 20 миллиардов евро, ускорения введения безвизового режима со странам ЕС и активизации переговоров по вступлению в сообщество.

В Брюсселе в ответ на условия Анкары упражняются в красноречии и то и дело выдвигают новые формулировки: то обещают придать новый импульс отношениям Европы с Турцией, то говорят об "открытии новой главы". Вот только никаких предложений о конкретных сроках или подписании обязывающих документов так не было. "Мы не обсуждаем конкретный день, когда начнется высылка беженцев. Знаем лишь, что нас ждут очень непростые переговоры, — говорит канцлер Германии Ангела Меркель. — Пока мы обсудили лишь общие правовые вопросы. Для введения безвизового режима Турция должна выполнить международные нормы в области защиты беженцев. Стремление к безвизовому режиму одновременно означает соблюдение международных правовых стандартов".

Из 72 критериев, которым должны соответствовать страны, желающие вступить в ЕС, Турция соответствует лишь 19. Разногласия существуют и по вопросу присоединения страны к европейскому сообществу. Здесь свое однозначное "нет" сказал Кипр.

"Мы видим, что у ЕС есть определенные трудности по поводу соглашения с Турцией, — говорит Ахмет Давутоглу, премьер-министр Турции. — Трудности в том, что касается выполнения наших условий. Мы уже обсуждали это с Ангелой Меркель по телефону и с Дональдом Туском в Анкаре. Наши партнеры должны понимать, что нам тоже непросто. Мы делаем усилия, чтобы идти вперед вместе по одной дороге с Европой".

При этом поведение и условия Турции в Европе вызывают резкий негатив. Die Welt цитирует слова немецких левых о том, что Турция упражняется в силе, а ЕС разрешает себя шантажировать. Вопросы возникают и по поводу того, как Турция на практике сможет выполнить свою часть сделки и действительно закрыть западные границы. Конкретных механизмов опять нет, только принципы и обещания.

В ближайшей перспективе эффект от этого саммита — главным образом психологический. Продемонстрировать: над проблемой работают, правовая база есть. А там, может, и по Сирии договориться удастся, и беженцев меньше станет.