Байконур: эстафета стартов

Байконур бьёт рекорды по количеству запусков. Третий старт за неделю: ракета "Союз" с аппаратом "Ресурс-П", "Протон" с межпланетной станцией "ЭкзоМарс" и снова "Союз" — на этот раз с пилотируемым кораблем. А в монтажно-испытательном корпусе на Байконуре продолжается подготовка к запуску второго грузового корабля новой модернизированной серии МС. Старт к МКС корабля снабжения "Прогресс МС-02" запланирован на последний день марта.

"Да, действительно, эта неделя была напряженная. Она началась с запуска "Ресурса-П" и "ЭкзоМарса". Наши коллеги из европейского агентства были рады увидеть буквально за сутки два запуска, они впечатлены. Это стало возможным благодаря тому, что предприятия "Роскосмоса" и всей ракетно-космической отрасли работают как часы. Этот месяц в целом напряженный: после пилотируемого полета предстоит еще старт транспортного корабля в конце месяца, и далее — один из запусков с Плесецка", — рассказал Игорь Комаров, генеральный директор госкорпорации "Роскосмос".

"Союз ТМА-20М" доставил на МКС новую экспедицию и стал завершающим в серии "ТМА-М". Космонавты называют его первым цифровым кораблём. Именно бортинженер экипажа корабля "Союз ТМА-20М" Олег Скрипочка шесть лет назад открыл полёты пилотируемых кораблей этой серии. "На подготовке, когда я пришел в отряд, мне пришлось изучать корабли серии "ТМ", "ТМА", а полетел я на корабле "ТМА-М". Очень сильно поменялся интерфейс работы экипажа. Интерфейс корабля стал более "разговорчивым", дает больше информации, теперь с ним работать проще и интереснее", — говорит Олег Скрипочка.

В 2010 году вместе с Александром Калери и Скоттом Келли Олег провёл на МКС полгода. За его спиной десятки экспериментов, три выхода в открытый космос. Эта орбитальная командировка обещает быть такой же напряженной. "Подробное перечисление всех экспериментов займет очень много времени . Я только могу сказать, что по сравнению с предыдущей экспедицией работа предстоит более напряженная. Будет больше медицинских экспериментов. Также, в отличие от предыдущей экспедиции, у нас планируется много работ с американской стороной", — рассказал Скрипочка.

Командиром экипажа назначен Алексей Овчинин. В отряде космонавтов он 10 лет, хотя в космос летит впервые. К своей подготовке Алексей подошёл обдуманно. Позывной экипажа – "Бурлак". "Мы бурлаки. Так можно сказать о нас во множественном числе. Я из города Рыбинска, который много лет назад был столицей бурлаков. Я этот позывной взял неслучайно. Он будет напоминать о моей родине, о моих родных и близких", — сказал Овчинин.

Его поддержал и астронавт NASA Джеффри Уильямс, бортинженер экипажа корабля "Союз ТМА-20" и самый опытный член экипажа. "Есть такая прекрасная старая картина, где изображена баржа, которую тянут по Волге люди. Это символ нашей миссии на МКС. Работа на протяжении шести месяцев — это довольно тяжело и продолжительно. Каждый наш день на станции очень насыщен. Мы будем проводить множество научных экспериментов", — говорит он.

Космонавты и астронавт завершили тренировки и традиционные предстартовые мероприятия. Командир экипажа Алексей Овчинин, как и положено новичкам, еще и дерево посадил — cвое, именное. Перед финальной сборкой ракеты экипаж осмотрел свой корабль, "примерил" ложементы и ознакомился с тем, где лежит бортдокументация, личные вещи и все необходимые в полете грузы.

Каждый космонавт может взять с собой не более килограмма личных вещей, остальное прилетит на грузовике "Прогресс". Экипажу Алексея Овчинина ждать придется недолго — ближайший "Прогресс МС- 02" полетит к МКС через 10 дней, он уже в монтажно-испытательном корпусе Байконура. Алексей, Олег и Джеффри смогли заглянуть в грузовой отсек, посмотреть укладку, чтобы понять, как быстрее и лучше разгрузить на орбите корабль снабжения.

Последние две "байконурские" недели экипаж провел в обсервации. Чтобы работать с космонавтами в непосредственном контакте, все сотрудники ЦПК проходят специальный медицинский осмотр. Остальные общаются с ними на расстоянии или через стекло. Такие меры предосторожности касаются и родных — ведь обычная простуда или насморк у космонавта могут поставить под угрозу весь полёт.

Предстартовые испытания выпали не только на долю космонавтов, но и всего города. За несколько дней до старта на Байконуре поднялась песчаная буря. А в день вывоза подул такой штормовой ветер, что специалисты в целях безопасности установку и вертикализацию ракеты вынуждены были перенести на более позднее время.

Но вот процесс подъема успешно завершен. Ракета принята в стартовую систему и нижний силовой пояс с ракетой состыкован. Она прочно теперь держится в стартовой системе и не боится ветра. Мартовская погода внесла свои коррективы, однако работа космодрома продолжается в любых, даже экстремальных, условиях. Теперь дело за космонавтами – выполнить все орбитальные задачи и благополучно вернуться домой.

Сегодня