We'll be back: при необходимости Путин вернет войска в Сирию

Главным политическим событием прошедшей недели стало решение президента Владимира Путина о начале вывода нашей военной группировки из Сирии. 17 марта стране и миру впервые открылись лица наших героев-летчиков – тех, кто вернулся с войны.

Главным политическим событием прошедшей недели стало решение президента Владимира Путина о начале вывода нашей военной группировки из Сирии. 17 марта стране и миру впервые открылись лица наших героев-летчиков — тех, кто вернулся с войны.

И все увидели молодых мужчин — таких, которые на улице ничем особенным, на первый взгляд, и не отличались бы. Обычные наши мужики. Но в Сирии, когда обстановка потребовала максимальной концентрации, точности, скорости и благородного мужества, они раскрылись, без преувеличения, как герои. А дома, когда они в буквальном смысле спустились с неба, они уже вновь вроде и обычны — наши и очень родные. Правда, ореол свершенного подвига останется с ними навсегда.

Свой достойный восхищения подвиг свершили и жены летчиков. Дом, дети, работа и ждать... Не все ведь даже знали, что их мужья — на войне. Военные сами решали, что и когда сообщать своим женам. Кто-то из летчиков предпочел, сберегая нервы близких, сказать, что улетает на переподготовку. Вообще-то так оно и получилось. Лучшей переподготовки, чем реальные боевые условия, не придумать. Эти офицеры прошли ее блестяще.

Золотые звезды Героев России президент вручал в Кремле лично, как и боевые ордена, Георгиевские кресты, медали. В ходе церемонии награждения со словами благодарности Путин обратился ко всем участникам операции в Сирии.

"Все вы, летчики, моряки, военнослужащие органов управления, подразделений специального назначения, разведки, связи и обеспечения, военные советники, действовали слаженно, собранно и четко. Особые слова признательности — военнослужащим-женщинам. Наравне с мужчинами стойко и с достоинством вы несете нелегкую службу. Ваш выбор профессии и жизненного пути вызывает огромное уважение. Благодарю всех вас за преданность Отечеству. Россия гордится вами, гордится своими солдатами и офицерами, которые с высоким профессионализмом и мужеством отстаивают интересы родной страны", — отметил глава государства.

Это сейчас все торжественно и красиво, а тогда, еще каких-то полгода назад, террористический псевдохалифат распространялся по Сирии, прижав правительственную армию к морю, центр Дамаска уже был под обстрелом, а по миру гуляли устрашающие ролики с отрезанием голов, утоплением и массовыми расстрелами. Если бы мы там не вмешались, то варвары сейчас пришли бы уже к нам сюда. Тогда Путин совершенно справедливо счел драку неизбежной и по принципу, усвоенному в Ленинграде еще подростком, ударил первым.

"Борьба с международным терроризмом — справедливая и праведная. Это борьба с врагами цивилизации, с теми, кто несет варварство и насилие, пытается перечеркнуть смысл и значение тех великих духовных, гуманистических ценностей, на которых и держится мир. Основная цель наших действий в Сирии — остановить глобальное страшное зло, не дать терроризму перекинуться на Россию", — подчеркнул Владимир Путин.

Как только началась операция в Сирии, на Западе стали сладко мечтать, чтобы мы втянулись во второй Афганистан — надолго, с большими потерями и бесславно. Но пусть расслабятся — авантюр у России с Путиным не будет. Главная фаза нашей операции продлилась менее полугода, сейчас мы выводим основную часть нашей военной группировки, но если понадобится, вернемся туда в считаные часы. Да, собственно, сам Путин об этом и говорит, адресуя свои слова прежде всего туда, на экспорт, мол, we'll be back.

"Если потребуется, Россия буквально за несколько часов способна нарастить свою группировку в регионе до размеров, адекватных складывающейся обстановке, и использовать весь арсенал имеющихся у нас возможностей. Не хотелось бы этого делать. Военная эскалация — это не наш выбор. И потому мы все же рассчитываем на здравый смысл всех сторон, на приверженность и сирийской власти, и оппозиционеров мирному процессу", — сказал Путин.

Это означает, что именно Россия формирует повестку дня по Сирии, у нас инициатива и лидерство. Для Путина эта ответственность очевидна, и он с явным удовлетворением подводит результаты стремительной операции.

"Мы не дали разрастись террористической опухоли, разрушены схроны бандитов, их склады с оружием и боеприпасами, блокированы маршруты контрабанды нефти, от которой террористы получали основную финансовую подпитку. Мы провели огромную работу по укреплению законной власти и государственности Сирии — об этом я еще говорил, выступая в Организации Объединенных Наций по случаю 70-летия ООН, — укрепили ее Вооруженные силы, и сегодня они в состоянии не просто сдерживать террористов, а вести против них успешные наступления. Сирийская армия овладела стратегической инициативой и продолжает очищать свою землю от террористических банд. Главное — мы создали условия для начала мирного процесса. Удалось наладить позитивное, конструктивное взаимодействие с Соединенными Штатами Америки, с рядом других стран. С теми ответственными оппозиционными силами внутри самой Сирии, которые действительно хотят остановить войну и найти единственно возможное — политическое — решение конфликта. И эту дорогу к миру открыли именно вы, солдаты России", — отметил президент.

То есть главным результатом нашей операции в Сирии Путин называет создание условий для мирного процесса внутри страны — прекращение гражданской войны, выборы и новая Конституция. При этом судьбу Сирии должен решать сам сирийский народ, а не другие, будь то американцы, турки или еще кто-то. Помешать этому мы никому не дадим. Все должно быть по-честному. Поэтому-то в Сирии меньшая часть наших военных остается — для охраны наших баз Хмеймим и Тартус и поддержания сложившегося в пользу законного правительства страны баланса.

Специальный акцент Путин сделал на недопустимости нарушения кем-либо воздушного пространства Сирии. Прозвучало это как привет Эрдогану.

"Никто не вправе нарушать воздушное пространство суверенной страны, в данном случае Сирии. У нас создан и эффективно действует механизм предупреждения инцидентов в воздухе с американской стороной, но все партнеры предупреждены и знают: наши системы ПВО будут применяться по любым целям, которые мы сочтем угрозой для российских военнослужащих. Хочу подчеркнуть: по любым целям", — подчеркнул Владимир Путин.

В этой интонации Путина — непроходящие боль и скорбь по тем нашим воинам, кто пал в Сирии смертью храбрых. Это пилот подполковник Олег Пешков, военный советник подполковник Иван Черемисин, морпех матрос Александр Позынич, спецназовец капитан Федор Журавлев.

"Елена Юрьевна Пешкова, Валентина Михайловна Черемисина, Ирина Владимировна Позынич и Юлия Игоревна Журавлёва, вдовы наших товарищей, погибших в борьбе с террористами. Понимаю, что для родных, близких, друзей, боевых товарищей Олега, Ивана, Александра, Федора их уход — невосполнимая утрата. Все мы воспринимаем случившееся как личное горе. Поэтому и назвал ваших мужей, отцов, сыновей по именам. И не как верховный главнокомандующий или президент, а как благодарный и скорбящий по этим утратам гражданин России. Наши товарищи до конца остались верны присяге и воинскому долгу. Мы будем помнить об их смелости и благородстве, о том, что они были настоящими мужчинами и отважными бойцами", — сказал Владимир Путин.

С большим теплом и уважением Путин обращался к военным, чувствовалось, что ему хотелось сказать им больше и с большим числом деталей, но привычная для офицеров эмоциональная сдержанность в обсуждении дела была всем понятна и не нуждалась в дополнениях.

"За время операции против террористов совершено свыше девяти тысяч боевых вылетов.С кораблей флота по объектам террористов были нанесены массированные удары высокоточными крылатыми ракетами "Калибр" с дальностью полторы тысячи километров, причем с акваторий двух морей — и Каспийского, и Средиземного — как с надводных кораблей, так и с подводной лодки. Мы гордимся профессиональными действиями наших моряков. Отлично работала и дальняя, стратегическая авиация. В том числе были использованы новые ракеты воздушного базирования Х-101 с дальностью порядка 4,5 тысячи километров. И, наконец, за короткий срок в Сирии была развернута современная и эффективная система противовоздушной обороны, налажено взаимодействие между всеми силами, — сказал глава государства, — организовано тыловое обеспечение группировки. Хорошо проявили себя военно-транспортная авиация и суда обеспечения ВМФ. Словом, все важнейшие вопросы снабжения, организации боевой работы нашей группировки на удаленном театре военных действий были решены четко, грамотно и своевременно, что еще раз демонстрирует качественно возросшие возможности Вооруженных сил России".

Наша армия действовала в Сирии как добрая сила. Сирийцы так теперь и говорят: "Русские — честные". Трогательны знаки внимания, которые получали наши военные от местного населения. Один из них — на фотографии, которую Путин получил в подарок на той встрече. Наш вертолет в Сирии, а под ним — черепичная крыша и надпись по-русски: "Доброе утро, Россия! Здравствуйте. Вы наши друзья и наши братья. Спасибо!"

А ранее, уже с картами и диаграммами, президенту о ситуации по Сирии докладывали министр обороны Сергей Шойгу и министр иностранных дел Сергей Лавров. Это было 14 марта. Как раз в ходе той встречи Путин объявил о решении вернуть домой основную часть нашей группировки.

"Террористы вытеснены из Латакии, восстановлено сообщение с Алеппо, блокирована Пальмира, продолжаются боевые действия по ее освобождению от незаконных вооруженных формирований. Очищена большая часть провинций Хама и Хомс, деблокирована авиабаза Квайрес, которая была заблокирована более трех лет, установлен контроль над нефтегазовыми полями вблизи Пальмиры: три больших поля, которые приступили к функционированию в повседневном режиме. На территории Сирии уничтожено более двух тысяч бандитов, выходцев из России, в том числе 17 полевых командиров. Нашей авиацией уничтожено 209 объектов нефтедобычи, переработки и перекачки топлива, а также 2912 средств доставки нефтепродуктов. Всего при поддержке нашей авиации сирийские войска освободили 400 населенных пунктов и более 10 тысячи квадратных километров территории, — заявил Сергей Шойгу. — Достигнут существенный перелом в борьбе с терроризмом".

Как-то раньше не акцентировали, но беспилотников в Сирии у нас было больше, чем боевых самолетов. Да, они относительно маленькие, но ведь и без них сейчас никуда. Разведка вообще была на высоте. А без своей космической навигационной системы ГЛОНАСС там вообще было бы нечего делать.

"Обеспечили контроль за соблюдением режима прекращения огня. Для этого привлекли достаточно большую группу беспилотных летательных аппаратов — больше семидесяти — все средства разведки, включая радиоэлектронную разведку и нашу спутниковую группировку", — уточнил Шойгу.

Важным фактором для принятия решений были и успехи нашей дипломатии. Дипломаты, конечно, молодцы, но, как отметил Сергей Лавров, до начала нашей операции с нами не очень-то и хотели говорить.

"Наши предложения наталкивались на отсутствие желания всех наших партнеров заниматься этим вопросом. Но с момента начала действий наших Воздушно-космических сил ситуация стала меняться", — сказал Сергей Лавров.

То есть, образно говоря, наши пилоты, ракетчики и моряки развязали западным дипломатам язык. С Россией по Сирии стали и разговаривать, и прислушиваться. Дела пошли, в Женеве начались переговоры, и образовалась, по словам Лаврова, "российско-американская связка".

"Последовательно были предприняты шаги сначала по итогам ваших разговоров с президентом США Бараком Обамой: российско-американская связка стала готовить более широкий процесс внешнего сопровождения межсирийских переговоров. Была создана международная Группа поддержки Сирии, в которую вошли все без исключения ключевые игроки, включая региональные державы. И договоренности, которые в этой группе были достигнуты, о параметрах сирийского политического процесса, были одобрены в двух резолюциях Совета Безопасности ООН, которые утвердили триединый процесс: прекращение боевых действий, расширение доступа гуманитарных грузов в ранее заблокированные районы и начало межсирийских переговоров", — отметил Лавров.

Именно по итогам этих докладов Путин отдал приказ начать вывод основной части нашей военной группировки из Сирии. Решение застало мир врасплох. Американцы, как обычно, все проспали. Обама узнал о выводе из выпусков новостей, а не от своей разведки. Путин, правда, позже с Обамой по телефону переговорил. Но беседовали уже тогда, когда The Washington Post верстала редакционную статью под заголовком: "Владимир Путин уходит из Сирии победителем".

"Президент Обама презрительно назвал вступление России в войну в сентябре шагом в "трясину". Тем не менее в Сирии господин Путин много добился — в ущерб интересам США и заявленным региональным задачам господина Обамы. Самое очевидное достижение Москвы — это перелом в ходе гражданской войны. Говоря шире, господин Путин успешно вернул России статус крупного ближневосточного игрока. Соединенным Штатам пришлось общаться с Москвой на равных, организовывая перемирие и новый раунд мирных переговоров", — отмечается в статье The Washington Post.

Действительно, перемирие в Сирии работает. Как работает и российско-американская связка. 22 марта в Москву почти на всю рабочую неделю приедет госсекретарь США Джон Керри. Будем опять разговаривать. Обсуждать текущее состояние мирного процесса в Сирии. Кстати, принципиальная позиция России в том, что курды должны быть подключены к переговорам в Женеве по внутрисирийскому урегулированию в качестве полноправного участника.