Плехановцам надоело платить за табор

Заметное для России событие в поселке Плеханово под Тулой. Место известно тем, что это – крупнейшее в стране поселение оседлых цыган-котляров. В позапрошлом веке они пришли с территории нынешней Молдавии.

Автор: Дмитрий Киселёв

Заметное для России событие в поселке Плеханово под Тулой. Место известно тем, что это — крупнейшее в стране поселение оседлых цыган-котляров. В позапрошлом веке они пришли с территории нынешней Молдавии. А название говорит об их традиционном занятии — котляры зарабатывали тем, что лудили, то есть покрывали оловом медные котлы. Позже многие переквалифицировались в жестянщиков. Понимают и в сварке по металлу.

В Плеханово котляры свои умения использовали широко — разрезали газопроводы низкого давления и незаконно вваривали к ним трубы, ведущие к своим домам. Закончилось все крупной аварией — почти четыре сотни домов в поселке остались без газа. Газопровод затопило водой.

Приехавшие ремонтные бригады стали отсекать незаконные врезки, но столкнулись с активным протестом местных жителей. В строительную технику посыпались камни. Худшего удалось избежать лишь благодаря решительным действиям нового главы Тульской области Алексея Дюмина.

Почти 500 правоохранителей встали между газовщиками-ремонтниками и теми, кто пытался им мешать. Четверых задержали и оштрафовали — по 500 рублей. Всех предупредили.

Алексей Дюмин заявил следующее: "При всей твердости действий силовых структур представители власти исходят из принципов равноправия всех национальностей, проживающих на территории Тульской области. Соблюдение гражданских прав — это норма, которую никто не намерен нарушать даже в самой конфликтной ситуации. Закон един для всех. Власти готовы к сотрудничеству и конструктивному решению проблемных вопросов на условиях соблюдения законодательства всеми сторонами".

Дюмин говорил о равноправии национальностей, чтобы избежать неуместных акцентов и фантазий на цыганскую тему.

В Европе, к слову, цыгане были веками гонимы. В Средние века в Англии всех обнаруженных мужчин-цыган, по закону, должно было убивать. Уже в наше время из Франции президент Саркози решил всех пришлых цыган депортировать. Более сотни цыганских лагерей были снесены, а их обитатели вывезены из Франции.

Есть, правда, примеры в Европе, где цыгане вполне вписались в современную жизнь, например, в Финляндии и Скандинавии. Цыганские женщины там всегда выделяются в толпе своей яркой и очень красивой национальной одеждой с широкими черными юбками из дорогого бархата и утянутыми корсетами.

Все цыгане по миру чувствуют себя родственниками. Недавно у них даже появился свой единый флаг — зелено-синее полотнище с колесом кибитки в качестве символа.

В России с цыганами связаны романтические ноты нашей многонациональной культуры. Цыгане уже давно — часть нас.

Автор: Борис Соболев

Жители Плехановского табора, что под Тулой, давно славятся своей отчаянностью. Они поселились на захваченной у совхоза земле, в зоне отчуждения ЛЭП, на газопроводе высокого давления. Из примерно 300 домов в таборе официально существуют 64, за электричество платят 4, за магистральный газ — один. Все остальное — народная самодеятельность.

О том, что по собственному хотению врезаться в трубы и подключаться к проводам, нехорошо вольный народ слушает постоянно, но слышит почему-то лишь, когда в табор входит ОМОН.

Совокупный долг жителей по коммуналке — десятки миллионов рублей. Даже не вернуть, а хотя бы прекратить его наращивание власти тщетно пытаются уже много лет.

"Только наши бригады уезжают, они с лестницами на опорах выходят и начинают подключаться. Но, к сожалению, мы не можем постоянно здесь находиться. Приходится через неделю посылать бригаду вновь", — рассказал Александр Ярцев, начальник районных электросетей.

Самый крупный табор России. Около трех тысяч легальных жителей, еще минимум у четырех тысяч документы украли на вокзале. И пусть решение о сносе плехановского самостроя давно подтверждено судами всех инстанций, ромалы спокойны. В перспективу остаться без крова в нашем социальном государстве они не верят.

Барон Плехановского табора - хотя ранее не судимый, но очень авторитетный господин. Он демонстрирует почетные грамоты от местных властей, божится, что отродясь не привечал у себя ни одного наркоторговца. Еще предлагает, во-первых, срочно возродить советский орден "Мать-героиня", во-вторых, освободить всех героинь от оплаты за землю и коммуналку, иначе, говорит, проблему неплатежей ему в таборе не решить.

"У нас общих денег нет. Мы этого никогда не делали. В фильмах показывают, что барон должен собирать деньги, но этого никогда не было", — сказал цыганский барон Ено Михай.

"С них копейки не взять! Получается, они за наш счет живут. Мы должны за них погашать их долги. Почему?!" — возмущаются местные жители. Собрание жителей соседних с Плеханово сельских поселений. Говорят, что на табор уже устали жаловаться.

"Привлекателен этот поселок для всех цыган тем, что здесь ни за что платить не надо. Можно захватить землю, можно построить себе дом. Еще в поселке ужасная антисанитария! Музыка, машины, гонки — это невозможно! Шприцы везде. Бог знает, что там творится! Там живут люди, которые не подчиняются законам РФ. Как к нации мы к ним антипатии не испытываем. Они имеют такие же права, как и мы, но они должны нести такую же ответственность, как и мы", — говорят местные жители.

Без малого в тысяче километров к югу от Плеханово — другой крупнейший табор России — Батайский. Проблемы — те же. Очередное отключение от благ цивилизации. За долги. Потомственные гадалки возмущены непреклонностью коммунальщиков.

"Я тебе так наколдую, что ходить не сможешь, — говорит одна из цыганок инспектору. — Руки отнимутся и ноги!"

Что ни столб, то "левые" подключения, скрутки, жучки. Что ни труба, то самовольные врезки, штуцеры, потайные отводы. Начальник газового участка привычно идет в дом, который лично отключал от газа 26 раз. У людей долг — 355 тысяч рублей!

Инспектор выдергивает резиновый шланг, закопанный в земле. "Этот шланг идет в дом. Мы уедем — шланг подключат и будут продолжать пользоваться. Долг будет расти. Через год долг будет не 355 тысяч, а 400", — пояснил инспектор.

Несмотря на отсутствие официальных источников дохода, в поселке есть немало людей состоятельных. С красивыми домами и дорогими автомобилями. Владелец двух новых BMW на предложение добровольно убрать нелегальную врезку и оплатить шестилетний долг за газ задорно смеется.

В соседнем коттедже — другой безработный, обладатель скромного Porsche Cayenne Turbo за 5 миллионов, а также единственного на всю улицу электросчетчика. "Не успеваем платить за газ и свет, — признается он, — семья большая, много детей".

Безнаказанность лишь плодит иждивенчество, но и наказания к добру не ведут. Посредством кусачек и пассатижей малый этнос отключается от большой России, копит обиды и замыкается сам в себе.

Устойчивое восприятие себя как отверженных, а своего табора — как осажденной крепости — это родовая черта, воспитанная в цыганах тысячелетиями скитаний и гонений.

Сколько усилий было приложено Советами, чтобы вписать кочевников в современность! Цыганские колхозы, школы и Дома культуры, цыганские стройотряды, артели и профучилища... Увы, в жизни все до единого цыганские объединения разваливались, фермы и производства расхищались, не успев открыться.

Единственный из всех советских проектов, что состоялся и даже дожил до наших дней, — это знаменитый московский театр "Ромэн". Ныне это — последнее пристанище все более редеющего слоя цыганской творческой интеллигенции.

В спектаклях "Ромэна" всегда кипят страсти. Прекрасные цыганки разрываются между двумя и более женихами. Коварные колдуньи опаивают кого-то ядом. Обязательны роковые поединки — на кинжалах, хлыстах или оглоблях. Заканчивается все, как правило, или убийством невинной красотки — и тогда все плохо — или изгнанием одного из ухажеров и свадьбой с другим — и тогда хеппи-энд.

Не всегда многочисленные, но неизменно преданные зрители тянутся к этой яркой, китчевой простоте, к этому вымышленному романтическому мирку. Идею однажды поставить на сцене что-то реалистичное из жизни современных цыган Николай Сличенко, народный артист СССР, худрук театра, считает скользкой и даже опасной.

"Это легко — одной краской махнуть — и весь народ в этой краске находится. Хотя в семье не без урода. Не красота победит, а добро", — уверен Сличенко.

И все-таки иногда терпение местных властей лопается. Осень 2014 года. Снос Пермского табора. Да, его жители не отличались законопослушанием, не платили за коммуналку, занимались самостроем, игнорировали решения судов, и все же трудно смотреть без сочувствия на то, как рушится уже в который раз хрупкий фанерный мирок.

В отличие от других этносов, считающих себя более культурными и цивилизованными, цыгане не бросают детей, стариков, они вообще своих не бросают. Так что кочевье этой полусотни семейств будет недолгим — до любого знакомого табора, где все они найдут и стол, и кров, и провод для самовольного подключения.