Посевная на Украине: фермеры и эксперты полны пессимизма

На Украине началась весенняя посевная кампания. В Киеве исполнены энтузиазма, в красочных роликах-презентациях говорят о небывалом подъеме сельского хозяйства в стране и обещают новые рекорды. А вот простые фермеры мыслят трезво и готовятся к серьезным убыткам — по вине того же руководства Украины.

На Украине началась весенняя посевная кампания. В Киеве исполнены энтузиазма, в красочных роликах-презентациях говорят о небывалом подъеме сельского хозяйства в стране и обещают новые рекорды. А вот простые фермеры мыслят трезво и готовятся к серьезным убыткам — по вине того же руководства Украины.

Яркие кадры — впечатляющие цифры. Урожайность пшеницы за 10 лет выросла на 70 процентов. Украина занимает третье место в мире по поставкам кукурузы, шестое — по экспорту муки. Судя по тексту на английском языке, видео рассчитано на иностранного зрителя.

Таков фрагмент из большой презентации, которую премьер-министр Арсений Яценюк показывал иностранным кураторам — пытаясь, видимо, оправдать надежды вице-президента США Джо Байдена на то, что Украина станет "аграрной сверхдержавой". В эффектный рекламный ролик не включили, правда, ни одного мнения украинских фермеров.

Впрочем, фермеры все равно говорят — на митингах и акциях протеста, которые в последние несколько месяцев устраивают регулярно. "Все делается для того, чтобы селянин не работал на земле. Нас лишили государственной поддержки, налоговых льгот, — говорит один из митингующих. — Кто-то спивается, кто покрепче – уезжает".

На Украине идет весенняя посевная, стоимость которой, по оценкам экспертов, по сравнению с прошлым годом выросла на треть и достигла 90 миллиардов гривен. Подорожали семена, удобрения, техника, бензин. Фермеры идут в банки за кредитами, а там им предлагают неподъемные процентные ставки. "Банки очень неохотно идут на выдачу кредитов, — говорит Алексей Якубин, политолог. — От фермеров требуют расписку об имуществе, так как уменьшается доступ к финансовым ресурсам, многие средние или небольшие фермеры могут отказаться что-то сажать, и потом уже думать, что делать дальше".

Еще с нового года по требованию Международного валютного фонда Украина урезала налоговые льготы для работников аграрного сектора. Вадим Кудрявцев из села Малиновка Донецкой области говорит, это решение в один момент его ферму превратило в убыточное предприятие. "Она уже, по расчетам, миллион убытка даст", — поясняет фермер.

После подписания соглашения об ассоциации с ЕС фермеры возлагали большие надежды на европейский рынок. Но надежды эти разбились вдребезги об установленные квоты. Например, в год Украина без пошлины может ввозить в Европу всего 1 миллион тонн зерна, что почти в 30 раз меньше общего экспорта. Неудивительно, что выделенную квоту страна уже исчерпала, хотя с начала 2016 года прошло всего 3 месяца. Что касается готовой продукции, то тут все с точностью до наоборот. Квоты огромные, но украинские товары конкуренцию с европейскими не выдерживают. Например, кондитерских изделий Киев может ввозить в ЕС в год до 2000 тонн без всяких пошлин. Но за весь 2015 год поставки составили лишь 200 тонн.

"Йогурты — никак, твердые сыры – никак. Я понимаю, там есть свои производители и конкуренция, нам сложно туда зайти, — говорит Александр Охрименко, экономический эксперт, руководитель Украинского аналитического центра. — Раньше Украина поставляла твердые сыры, кондитерские изделия в Россию. В связи с тем, что Россия сейчас их не покупает, Украина потеряла рынок продажи".

Заменить его Европа не хочет. А налаживать экономические отношения с Россией Киев не спешит, хотя несет огромные убытки. И то, что украинские политики выдают за хороший знак — рост доли сельского хозяйства в ВВП страны — по мнению экспертов, сигнал более чем тревожный. И если аграрный сектор пока сопротивляется и пытается выжить, то промышленность Украина теряет. Экономика после Майданной революции сделала огромный шаг — лет на 25 назад.