"Вести.net": революция под знаком Интернета

Волнения в Молдавии прошли под знаком интернет-технологий. Студенты, вышедшие на площадь с протестами, использовали Twitter, Живой Журнал и Facebook (запрещена в РФ) в качестве инструментов для самоорганизации.

"Твиттер" в очаге революции в Молдавии", "Студенческие протесты превращаются в "Твиттер"-революцию" – с такими заголовками выходили западные онлайн-СМИ в течение этой недели. Сетевые эксперты все как один приходят к выводу, что ситуация в Кишиневе открыла в "Твиттере" новый мощный потенциал. И до молдавских событий сервис микроблогов был очень популярной площадкой для постинга новостей. Но, оказывается, он может быть и инструментом координации для большого количества незнакомых меж собою людей. Студенты, вышедшие на площадь с протестами, использовали именно Twitter, Живой Журнал и Facebook в качестве инструментов для самоорганизации. Они выкладывали текстовые сообщения в социальных сетях и блогах с призывом прийти на площадь Кишинева.

Вот как все это описывается в дневнике Натальи Морарь, которая со своими товарищами фактически инициировала волнения: "Шесть человек. Десять минут на креатив и принятие решения. Несколько часов распространения информации по сетям, Facebook, блогам, СМС друзьям и e-mail рассылкам. Вся организация – через Интернет. На улицу вышло 15 тысяч молодых людей!"

В ее "Живом журнале" впоследствии появятся и наблюдения за акцией, и требования к властям, и собственное заявление о непричастности к демонстрации после того, как начались погромы. Все сообщения Морарь исполнены официоза и сухости.

Совсем другие, более эмоциональные записи появляются в это время на Twitter и в социальной сети Facebook.

Пользователь Ciprian: "Коммунисты, уберите гразные руки от нашей страны! Вам больше не обмануть нас, вы не сможете заблокировать все сайты и сообщения! Вам не блокировать путь к нашей свободе!"

Пользователь 1arsz: "Правительственные здания оцеплены людьми в полицейской униформе. Но все спокойно в этот момент. Они (протестующие) довольно лениво размахивают румынскими флагами. Наверное, устали".

Сами по себе эти разрозненные сообщения не могли оказать никакого влияние на происходящее, но они снабжались метками – "Кишинев", "Молдова", Pman (что означает Пяца Марий Адунэрь Национале – это центральная площадь города Кишинева), благодаря которым постинги незнакомых между собой людей объединялись в своеобразные ленты новостей, хот-лайн гражданских беспорядков. Под ярлыком "Pman" также был создан аггрегатор, который на одной веб-странице собирал и сообщения из твиттера, видео и фотографии из социальных сетей, записи из блогов и новости со всех информагентств мира.

Романтика бунта и высокие технологии – вот как можно было описать интернет-отражение событий в Кишиневе. При этом со стороны, в частности, из России, совершенно невозможно было понять, что же происходит на самом деле – что это за гражданские волнения без лидеров и без политических программы. Вскоре в Рунете стали посмеиваться над революционно-патетическим записями Морарь о 15-тысячном флеш-мобе. Обозреватель "Компьютерры" Сергей Голубицкий, сам будучи уроженцем Молдавии, провел много часов у компьютера, связываясь со своими друзьями в Кишиневе, отсматривая фото- и видеоматериалы. Его вывод: спонтанные молодежные недовольства – многотысячный флеш-моб – стал прикрытием для действий политических сил, далеких от романтики. Он обращает внимание на то, что вандализмом при взятии парламента занимается небольшая, хорошо организованная группа людей, в то время как основная толпа стоит и смотрит на происходящее. Еще одна деталь: фотография, на которых молодые люди поднимают флаг Евросоюза на крыше все того же парламента. Рядом стоит полицейский в форме и спокойно наблюдает. В блоге кишиневского писателя Владимира Лорченкова разбор происходящего еще более детальный, а Наталью Морарь и ее инициативную группу автор прямо называет "козлами-провокаторами", в свою очередь поддавшимися на провокацию других сил. Каких именно – коммунистических, румынских или американских, – еще долго будут выяснять политологи и сторонники теорий заговора. Ну а в историю молдавская акция протеста точно войдет не под каким-то цветом, а под знаком Интернета, социально-сетевых технологий и бездумности.