Сотни китайских кораблей вторглись в малайзийские воды


EPA

Министр национальной безопасности Малайзии обвинил китайские корабли в нарушении территориальных вод своей страны. По словам министра, их количество превышает сотню. По словам малайзийских чиновников, в район уже стянуты патрульные корабли.

Более ста китайских кораблей вторглись в территориальные воды Малайзии в спорном Южно-Китайском море. Об этом сообщило государственное информационное агентство Bernama со ссылкой на министра национальной безопасности Шахидана Кассима. По словам министра, в район уже направлены патрульные суда, при этом он не уточнил тип кораблей-нарушителей. В китайском МИДе появление столь значительного количества кораблей объяснили рыболовным промыслом.

"Мне бы хотелось обратить внимание на то, что в Южно-Китайском море сейчас рыболовный сезон, — отметил пресс-секретарь китайского МИДа Хонг Лей. — Поэтому в это время года, как и каждый год, китайские траулеры осуществляют в указанном районе рыбную ловлю".

При этом пресс-секретарь отметил, что в курсе всех деталей, которые распространяются малайской стороной. Малайские чиновники, тем временем, пообещали принять "все законные меры", если Китайские корабли вторгнутся в эксклюзивную экономическую зону, то есть, приблизятся к побережью Малайзии ближе, чем на 200 морских миль [370 километров]. Какие именно меры планируется предпринять, также не сообщается.

Это уже не первый инцидент с участием китайских кораблей, который произошёл в Южно-Китайском море на этой неделе. Так, 22 марта китайские чиновники обвинили в нападении на патрульный корабль своей страны филиппинских рыбаков. По их словам, рыболовы закидали патруль зажигательными бомбами, осуществив таким образом спланированную провокацию.

"Китайские патрульные корабли посоветовали нелегально рыбачившим филиппинским траулерам покинуть территорию в соответствии с законом, однако те отказались подчиниться, — заявил тогда китайский МИД. — Некоторые люди на кораблях начали размахивать мачете и кидать зажигательные бомбы, осуществляя преднамеренную провокацию в отношении китайских патрульных кораблей, серьёзно угрожая безопасности и порядку в районе острова Хуангянь".

В филиппинской прессе фигурирует совсем другая версия событий. По данным местных СМИ, инцидент возле означенного острова (на Филиппинах его называют Отмелью Скарборо) действительно имел место, однако спровоцировали его именно моряки китайского патруля, которые начали кидать в рыбаков бутылки. В ответ некоторые рыбаки начали кидать камни. О зажигательных бомбах ничего не сообщается. Об инциденте между своими моряками и китайскими патрульными кораблями на этой неделе также сообщила Индонезия.

КНР претендует на большую часть Южно-Китайского моря, которое не только богато подземными месторождениями энергоресурсов (их объём, по предварительным оценкам, может достигать 30 миллиардов тонн нефти и 15 миллиардов кубометров газа), но и является центром одного из наиболее интенсивных торговых маршрутов, ежегодный товарооборот которого составляет более 5 миллиардов долларов. Именно в нарушении свободы судоходства обвиняют Китай страны региона, также претендующие на Южно-Китайское море. Помимо Малайзии, Филлипин и Индонезии в эту группу входят также Бруней, Вьетнам и Тайвань. Кроме того, действия Китая вызывают критику со стороны США и их союзников в регионе — в первую очередь, Австралии и Японии.

Обстановка начала накаляться в декабре 2014 года, когда китайские корабли начали создание искусственных островов на подконтрольных Пекину рифах и атоллах. Несмотря на протесты других стран, за год Китаю удалось увеличить площадь своей территории в Южно-Китайском море в 15 раз.

На месте коралловых рифов появились полноценные военные базы, имеющие всю необходимую инфраструктуру: взлетно-посадочные полосы, маяки и бухты, способные принять авианосец класса "Ляонин" — наиболее крупный корабль, которым на данный момент располагает китайский флот. В прошлом ноябре на островах впервые были размещены боевые ракетные батареи, способные поражать воздушные цели в радиусе 200 километров. В китайском внешнеполитическом ведомстве это объяснили необходимостью защитить свою территорию от милитаризации, которую проводят США и их союзники.

Использование рыбацких кораблей — излюбленная тактика Китая, неоднократно опробованная в другом спорном регионе — Восточно-Китайском море, где расположены острова, которые в Пекине называют Дюяйдао и считают своими. При этом контролирует эти острова Япония, где их называют Сенкаку. Как и в случае с Южно-Китайским морем, главную ценность представляют не сами острова, а подводные месторождения полезных ископаемых, расположенные поблизости.

Тактика проста: сотни рыбацких кораблей приближаются к островам, игнорируя предупреждения патрульных: если им удаётся причалить, они устанавливают китайские флаги и начинают скандировать лозунги. Как правило, длится это недолго: большинство кораблей разворачиваются патрульными судами ещё по пути, а тех, кому удалось добраться, выдворяют сотрудники патрульной службы. Такая тактика позволяет не вступать в непосредственные боевые столкновения, при этом не отказываясь от территориальных претензий, которые затрагивают интересы большинства стран региона.