Свадьба сына олигарха Гуцериева. Реплика Максима Кононенко

Месяц назад по Москве поползли слухи, что столичные власти могут снести банкетный зал "Сафиса", довольно странное сооружение между Третьим транспортным кольцом и Воробьевским шоссе, построенное некогда всесильным владельцем Черкизовского рынка Тельманом Исмаиловым.

Месяц назад по Москве поползли слухи, что столичные власти могут снести банкетный зал "Сафиса" — довольно странное сооружение между Третьим транспортным кольцом и Воробьевским шоссе, построенное некогда всесильным владельцем Черкизовского рынка Тельманом Исмаиловым. Правда, глава департамента торговли и услуг Москвы Алексей Немерюк эти слухи немедленно опроверг: дом торжеств построен на законных основаниях и, в общем, никому не мешает. Я же добавлю от себя, что это сооружение — уникальный памятник изобильной и ослепительной эпохи дикого капитализма, которая уже практически исчезла в истории, но нет-нет, да и порадует нас редкой конвульсией прекрасной жизни. Как это произошло в минувшую субботу, когда в вышеупомянутом зале состоялась свадьба сына миллиардера Михаила Гуцериева Саида и студентки по имени Хадижа. Перед несколькими сотнями съехавшихся на роллс-ройсах и бентли гостей выступили Патрисия Каас, Энрике Иглесиас, Дженнифер Лопес и Стинг. А завершила праздничный концерт Алла Борисовна Пугачева. Во второй части свадьбы, которую молодые проведут в Лондоне, им споют Бейонсе и Элтон Джон.

Вообще, рассказывая о подобных мероприятиях довольно трудно воздержаться от греха морализаторства. Поэтому хочется сразу же обозначить: никаких этических претензий к Михаилу Гуцериеву лично у меня нет. Ну, разве не устроили бы мы своим детям подобную свадьбу, будь мы миллиардерами? А обществу господин Гуцериев воздает должное через свои многочисленные и очень масштабные благотворительные проекты.

А вот культурологический аспект произошедшего для анализа интересен. Во-первых, и это грустная новость, будь ты даже единственным сыном миллиардера, на твоей свадьбе все равно будут петь не те, кого слушаешь ты, а те, кого слушали в твои годы твои родители и их гости. Все-таки Дженнифер Лопес и Стинг, при всем уважении к их вкладу в культуру, артисты вчерашние. А во-вторых, и это новость хорошая — напряженная работа наших заграничных коллег по формированию образа России как империи зла видимого успеха, кажется, не имеет. И легко нивелируется суммой с пятью-шестью нулями в европейской валюте. Стингу — полтора миллиона, Дженнифер Лопес — один миллион, Энрике Иглесиасу — полмиллиона.

Конечно, артист — существо продающееся. В этом, собственно, и состоит его бизнес. С другой стороны — это ведь не последние миллионы в жизни вышеперечисленных звезд. Они вполне могли бы продолжать безбедно жить и без них. И где, интересно, та грань, которая отделяет то, на что артист готов пойти ради денег, от того, на что он пойти не готов?

Вот, скажем, пять лет назад на день рождения Рамзана Кадырова в Грозный приехали Жан-Клод Ван-Дамм, Ванесса Мэй и американская актриса Хиллари Суонк. Так международная правозащитная организация Human Rights Watch устроила всем троим настоящую международную травлю, вынудив несчастную актрису извиниться и отказаться от гонорара. А певица Шакира, например, благоразумно не поехала в Грозный — как будто знала, что это добром не закончится.

Причем статусность артиста для кампании публичного осуждения совершенно никакого значения не имеет. В середине 80-х подобному остракизму была подвергнута находящаяся на пике планетарной популярности группа Queen. За то, что дала несколько концертов в ЮАР в то время, как честные артисты всего мира культурно бойкотировали режим апартеида.

То есть, какая-то грань все же есть, но вот где она пройдет в каждый конкретный момент времени, сказать трудно. Разве мог Пьер Ришар предположить, что в преддверии его гастролей в Крыму ему, пожилому и совершенно далекому от политики человеку будут поступать прямые угрозы из Киева? А они поступали, и он вынужден был отменить два спектакля.

Впрочем, банкетный зал на Воробьевском шоссе как будто бы невидим для всех этих внимательных запрещающих глаз. Там без проблем для карьеры на свадьбах и днях рождения пели Рики Мартин, Робби Уильямс и Мэрайя Кэрри. А Дженнифер Лопес так и вовсе там выступать не впервой — 10 лет назад она уже делала это на 50-летии Тельмана Исмаилова.

Жаль, конечно, что все эти артисты выступают на закрытых вечеринках, а не для всех. Но тут уж, как говорится, у каждого есть свой шанс. Михаил Гуцериев когда-то начинал грузчиком в Грозненском горплодовощторге. Так и каждый из нас, если постарается, однажды сможет заработать своим детям на Дженнифер Лопес. Молодым же хочется пожелать: совет да любовь.