Монетизация гражданской позиции: движение "СтопХам" продолжит рейды на дорогах

Московский городской суд ликвидировал общественное движение "СтопХам". То самое, активисты которого клеили на лобовые стекла автомобилей наклейки с надписью "Паркуюсь, где хочу". Естественно, тем, кого считали нарушителями правил дорожного движения. Периодически вызывали гнев водителей и пассажиров.

Московский городской суд ликвидировал общественное движение "СтопХам". То самое, активисты которого клеили на лобовые стекла автомобилей наклейки — с надписью "Паркуюсь, где хочу". Естественно, тем, кого считали нарушителями правил дорожного движения. Периодически вызывали гнев и водителей и пассажиров. Все тщательно снимали на видео. И еженедельно отчет о рейдах появлялся на их канале на YouTube. Своего рода сериал. Просмотров много. Какие-никакие деньги от рекламы поступали. Но, оказалось, реклама не единственный источник доходов. Были и солидные президентские гранты. Теперь не будет. Но умрет ли движение?

Кстати, решение о ликвидации приняли еще в октябре прошлого года — по требованию Министерства юстиции. С формулировкой — "за неоднократные грубые нарушения законодательства". Подавать апелляцию никто не стал. Так что сегодня вердикт вступил в законную силу.

Вот только, сворачивать свою деятельность "стопхамовцы" не собираются. Даже после того, как у них отберут юридическую регистрацию.

На этот рейд активисты "СтопХама" вышли, давно потеряв лицо. Юридическое. Ведь к моменту съемок последнего видеоролика решение Минюста об исключении организации из Единого реестра уже вступило в силу. Что, впрочем, на поведении активистов никак не сказалось.

И в ближайшем будущем ничего не изменится. По крайней мере, так утверждают в самом "СтопХаме". Где берутся доказать: их решимость бороться с неправильной парковкой, как и стойкость клея на знаменитых постерах, от решения Минюста не зависят вовсе.

"Ничего не будет! Мы посмотрим. Если мы сможем восстановить эту организацию, — восстановим эту. Не сможем восстановить эту – сделаем новую. Ну, в чем проблема? Какое-то время мы можем работать вообще без организации. Мы три года существовали без организации абсолютно спокойно с 2010 по 2013 год, и только потом сделали организацию. Это мешало нам действовать? Нет!" – говорит Дмитрий Чугунов, руководитель проекта "СтопХам".

Отнять у организации юридическое лицо пришлось после того, как в действиях общественников нашли неоднократные грубые нарушения закона. Какие – в официальном ведомстве не уточняют. Впрочем, юристы утверждают, что кодекс поведения активиста "СтопХама" давно противоречит кодексу административному.

"Они с самого начала не имели права ходить в рейды, — говорит адвокат Тимур Маршани. — Потому что они, в первую очередь, нарушают сами, как участники дорожного движения, как пешеходы, правила дорожного движения. В частности, они нарушают пункт 1.5 ПДД, в соответствии с которым они не должны создавать помех для других участников и нарушать правила дорожного движения, как это предусмотрено пунктом 1.5, в соответствии с которыми регламентируется конкретно обязанности пешехода, участника дорожного движения".

Кстати, руководствоваться законом активистов, как ни парадоксально, все чаще призывают сами нарушители. Говорят, встал вторым рядом – отвечу. Но только – сотруднику полиции.

По официальной версии, несговорчивость активистов объясняется просто. Штрафов автолюбители, особенно на дорогих машинах, давно не боятся. Писать заявление и разбираться через суд – долго. А значит, следуя логике "СтопХама", самый действенный способ борьбы с нарушителями – заклеймить и обнародовать. Впрочем, есть версия и неофициальная.

"На сегодняшний день это переросло в маленькую преступную группу, — считает автоэксперт Дмитрий Славнов. — Члены этой группы провоцируют автовладельцев, дерутся с ними, снимают все это на видео, выкладывают. Чем больше скандала, тем больше, соответственно, просмотров у данного канала. Чем больше просмотров, тем больше денег за рекламу, которые им платят. И отсюда вывод, что членам организации "СтопХам" выгоднее создавать скандал, выгодно выкладывать на YouTube. И, тем самым, привлекать финансовую составляющую этого вопроса".

Вот свежий пример. Еженедельный видеоотчет о проделанной работе. В финале появляется уличенная в якобы неправильной парковке автомобилистка. По первому требованию она опустит стекло. Улыбнется – так, что пользователи узнают в нарушительнице певицу Анастасию Стоцкую. Объяснит, что готова уехать через минуту. Дальше, судя по монтажным склейкам, видео несколько сократили. Но в финале владелица вышла из себя. Подарив ролику полтора миллиона просмотров.

Похоже, монетизировать гражданскую позицию в "СтопХаме" научились довольно неплохо. За прошлый год, по некоторым данным, только за счет рекламы на своем интернет-канале они заработали больше 13 миллионов рублей.

"Изначально понятно, что это провокация. Давайте возьмем и посмотрим, сколько было ими написано заявлений в полицию? Потому что, судя по всему, нарушений-то было много. А нарушители были ли привлечены к ответственности? И были ли вообще это нарушители? Этого нету, это не нужно организации. Организации нужен дешевый скандал и просмотры на YouTube", — говорит депутат из Красноярска Дмитрий Носов.

Только вот до сегодняшнего дня был у "СтопХама" и иной источник финансирования — гранты. С их помощью, как говорят в организации, создавали представительства в регионах. Покупали видеокамеры, которые часто страдали от рук разгневанных водителей. Даже наклейки печатали. Но теперь – все. Если закон нарушен, и регистрации в реестре больше нет, значит, нет и права на субсидии. И вся надежда – на рекламодателя.

И в битве за него активисты, скорее всего, будут действовать лишь более отчаянно. Уже не заботясь о том, чтобы сохранить лицо.