"Энергетика": кому интересен российский СПГ и преимущества машины с нулевым выхлопом

Кому интересен российский СПГ и как будет расти на него спрос? Почему, вопреки прогнозам, Америка не зальет Европу своим дешевым газом? Кто строит ЯМАЛ СПГ и почему с российскими компаниями работать выгодно? Электрическое будущее. Машина с нулевым выхлопом. В чем ее преимущества?

Перспективы сжижения. Кому интересен российский СПГ и как будет расти на него спрос? Почему, вопреки прогнозам, Америка не зальет Европу своим дешевым газом? Импортозамещение. Кто строит ЯМАЛ СПГ и почему с российскими компаниями работать выгодно? Электрическое будущее. Мы обкатали машину с нулевым выхлопом. В чем ее преимущества?

"Газпром" и Petrovietnam на этой неделе обсуждали реализацию совместных проектов. В Ханое прошла рабочая встреча заместителя предправления "Газпрома" Виталия Маркелова и Председателя Совета директоров Вьетнамской нефтегазовой группы Petrovietnam Нгуен Куок Кханя.

Одной из важных тем стала возможность поставок во Вьетнам сжиженного природного газа. Направление крайне перспективное. Ведь, по прогнозам аналитиков, мировой спрос на природный газ вырастет уже к 2040 году на 50%, а на сжиженный будет расти вдовое быстрее. Причем в странах АТР спрос на СПГ только в течение следующих десяти лет увеличится более чем на 60%.

В настоящее время в России действует только один завод по производству сжиженного природного газа — "Сахалин 2". Построенный в 2006 году, сейчас он производит 9,6 миллиона тонн СПГ в год. Основной покупатель — страны Азиатско-тихоокеанского региона, чей рынок сегодня считается самым быстрорастущим и динамичным.

"В долгосрочной перспективе открываются новые рынки в Азии. Это Пакистан, Бангладеш Кувейт и так далее. Эти рынки рассматриваются российскими производителями. Спрос в течение 20 лет будет расти у традиционных покупателей в южной Корее и Японии, но будет низкий", — говорит Роман Казьмин, глава подразделения СПГ, ICIS Heren.

Основным конкурентом российского СПГ на рынке АТР сегодня является Катар – абсолютный мировой лидер, чьи производственные мощности составляют 77 миллионов тонн газа в год. Отобрать лавры первенства у Катара стремится Австралия. Новичок на рынке, но, по прогнозам аналитиков, всего через два года по экспорту СПГ ей не будет равных.

"Традиционно Катар уже последние 15-20 лет присутствует на рынке СПГ. Это довольно-таки сильный конкурент. У них довольно низкая цена самого газа. Из новых производителей, конечно же, Австралия. Но дело в том, что Австралийский СПГ, конечно же, дороже, чем российский. В среднем цифра австралийского СПГ 4,50 доллара. Цена российского СПГ — ниже трех", — отмечает Казьмин.

Поэтому неудивительно, что российский газ законтрактован на годы вперед. Перспективными могут быть практически все новые проекты запуска заводов СПГ. Так, на Дальнем Востоке России сейчас запланированы к реализации три СПГ-проекта. В планах "Газпрома" построить третью очередь завода на Сахалине, и довести его общую мощность до 14,5 миллиона тонн. Кроме того, рассматриваются проекты строительства, "Владивосток СПГ" и "Дальневосточный СПГ".

Еще один рынок — это европейский. Здесь российскому СПГ придется конкурировать с американским. Европейский комиссия не раз говорила, что собирается покупать именно его. Дело, в первую очередь, в цене. Себестоимость газа гораздо ниже, чем у кого либо в мире. Но из -за цены же, американский газ не попадет в Европу. Огромное дорогое транспортное плечо съедает все маржу. Впрочем, для производителей это не важно, так как их дело – только произвести СПГ.

"Американцы оказались наиболее прагматичными в вопросах развития стройиндустрии и производства СПГ. Там реализуется новая схема, по которой они обеспечивают только производство СПГ. А потенциальные покупатели или поставщики газа покупают газ на американском рынке и продают. Риски все переложены на тех, кто газ покупает и продает, и потребителей", — говорит Павел Завальный, председатель комитета по энергетике Государственной Думы РФ, президент Российского газового общества.

Еще один путь на европейский рынок для российского СПГ — это бункеровка судов. Ужесточающиеся экологические требования в акватории Балтийского моря заставляют судовладельцев переходить на более экологичное топливо.

"Всего потребность на Балтике ожидается к 2025 году около 17 миллионов тонн. Возможно даже больше, есть разные прогнозы. Мы видим, что с ростом инфраструктуры на Балтике увеличивается и число заказов от иностранных компаний, судов работающих на СПГ, это взаимосвязанный процесс", — говорит Кирилл Лятс, генеральный директор СПГ Горская.

Основная проблема, возникающая при строительстве новых СПГ мощностей, это необходимость гарантированного спроса. Что касается строящегося завода "Ямал СПГ", мощность которого составит 16,5 миллиона тонн СПГ в год, то он уже просчитан и контракты на поставки давно подписаны.

На конференции по климату недавно прозвучало громкое заявление: в 2050-м году Великобритания, Германия, Нидерланды и Норвегия хотят запретить использование и продажу автомобилей на горючем топливе. Автолюбители должны будут пересесть на самый экологичный транспорт – электромобили. Сегодня в мире их насчитывается уже почти полтора миллиона.

К 2020 году ожидается, что общая доля электротранспорта в мире составит 5-10 процентов, а в 2040-м году треть (35%) всех используемых авто будут на электродвигателе. Эксперты прогнозируют, что количество продаж экомашин превысит 40 миллионов в год.

В России сейчас зарегистрировано не больше 1000 электромобилей. К 2020 году, по прогнозам, их количество возрастет в 200 раз. Интересно, что использовать их будут, в основном, в крупных мегаполисах. В Москве, например, количество машин с нулевым выхлопом достигнет 110 тысяч.

Чем отличается электромобиль от обычного, бензинового, и почему пока предпочтение автолюбители отдают более привычному двигателю?

Первое, на что обращаешь внимание – очень необычно выглядит приборная панель. Здесь нет привычного тахометра или датчика температуры охлаждающей жидкости. Вместо этого – уровень индикации батареи, а так же экономайзер. То есть, амперметр, который показывает текущий уровень расхода энергии.

В основе – сорокачетырехкиловатный электромотор, который и проводит машину в движение. Он позволяет разогнаться до максимальной скорости 130 км/ч, а расчетный запас хода составляет 170 километров. Впрочем, сколько вы на самом деле сможете проехать на одной зарядке, зависит от многих факторов. Например, движетесь ли вы днем или ночью, работают ли у вас фары, а также кондиционер и даже радио.

Вопреки расхожему мнению, электромобиль довольно шустрый. Разгоняется быстро, и скорость набирает приличную. Один минус, лично для меня — не слышно как работает двигатель.

Из-за того, что двигатель электромобиля работает бесшумно, его не слышат пешеходы. Так вот, японские инженеры придумали очень интересную вещь: на скорости ниже 30 км/ч двигатель электромобиля начинать издавать дополнительный шум

"Обслуживать электромобиль гораздо проще, — говорит Олег Маринкевич, начальник сектора МОЭСК. — Здесь нет масел, нет свечей, его не надо заправлять бензином. По сути, процесс обслуживания сводится к диагностике, замене тормозной жидкости, обслуживанию ходовой части, которая идентична с простым автомобилем и своевременной зарядке. Главный минус один — это низкий запас хода. Нужно ездить и рассчитывать свою дорогу".

Впрочем, сильно волноваться, что заряжаться придется часто, не стоит. Аккумулятора, который расположен под полом, и имеющего емкость 22 кВт часа, хватит минимум на 80 километров. Чтобы полностью зарядить аккумулятор, нужно примерно 8 часов. А если ставить автомобиль на зарядку на ночь, то это еще и дополнительная польза для городской электросети — электромобили смогут забирать избыточную энергию.

Сейчас в Москве уже более 50 зарядных станций. В планах — увеличить это количество в разы. А пока неотъемлемым аксессуаром каждого владельца электромобиля, кроме самого зарядного провода, является удлинитель. Чтобы была возможность зарядить автомобиль от любой розетки.

Из приятного: электромобили во всем городе паркуются бесплатно. До 2017 года отменены ввозные таможенные пошлины, а в московской области и вовсе отменили на такие автомобили транспортный налог.

Прибавить к этому экономию на топливе — вот и получается, что окупится такой автомобиль совсем скоро. Например, зарядка подобной машины с нулевым выхлопом на 1 сутки пробега — это около 55 километров в сутки, по дневному тарифу обойдется собственнику в 41 рубль, а по ночному в 10 рублей 40 копеек, что, соответственно, в 4 и 16 раз дешевле, чем заправка АИ-95 для аналогичного пробега.

Сегодня электротранспорт очень активно используют в качестве служебных автомобилей. Вот это — передвижная электролаборатория. Она применяется для того, чтобы испытывать силовые кабели после монтажа или определять место повреждения. Уникальная технология позволяет найти это место с точностью до сантиметров.

Работает это так: генератор подает в поврежденный кабель импульс. В месте разрыва кабеля происходит щелчок, а диагностическая аппаратура определяет зону повреждения. Потом, с помощью акустической аппаратуры, уже на месте, можно точно определить, где именно повредился кабель.

Стоимость легкового авто на электрическом двигателе сопоставима с ценой джипа премиум класса на бензине, а электромобиль А-класса обойдется почти в миллион рублей.

Если переложить все эти расчеты на весь парк электромобилей, который может появиться в Российской Федерации к 2026 году, согласно прогнозу Всероссийской программы получится, что уже в 2016 году может быть сэкономлено почти 3 тысячи тонн условного топлива. А к 2026 году суммарная экономия составит более 1 миллиона тонн условного топлива или более 8 ГВт*ч электроэнергии.