С 1 апреля повышены акцизы на бензин и дизельное топливо

Повышение акцизов на бензин и дизельное топливо, по оценкам Минфина, принесёт бюджету почти 90 миллиардов рублей. Нефтяные компании предлагают собирать акциз не с НПЗ, как это делается сейчас, а с АЗС. Нефтяные компании полагают, что сбор акцизов с АЗС позволит снизить объём контрафактного топлива.

Повышение акцизов на бензин и дизельное топливо, по оценкам Минфина, принесёт бюджету почти 90 миллиардов рублей. Нефтяные компании предлагают собирать акциз не с НПЗ, как это делается сейчас, а с АЗС. Нефтяные компании полагают, что сбор акцизов с АЗС позволит снизить объём контрафактного топлива. Минфин и ФАС не ждут резкого роста цен на бензин в розницу, тогда как Центробанк прогнозирует подорожание топлива на 10%.

Акцизы на бензин и дизельное топливо снова повысили. За этот год — уже второй раз. Теперь в пересчете на литр увеличение налога составит два рубля на автобензин, и 1 рубль — на дизель. По замыслу, эта мера, дополнительно принесет дефицитному бюджету 90 миллиардов рублей.

Теоретически сумму можно увеличить еще на 12 миллиардов. Но в таком случае нужно взимать акциз не с НПЗ, как это делается сейчас, а напрямую с автозаправочных станций. Ровно это предложила сделать Роснефть. За ней последовали остальные нефтедобытчики. Свою просьбу главы энергокомпаний отправили Владимиру Путину. Предлагаемая мера должна не только повысить собираемость налогов, но и снизить объемы контрафактного топлива.

Взымать акциз с крупных НПЗ — фактически значит отказаться от акцизов с 20% рынка продаж. Это больше 6 миллионов тонн — примерно 60 миллиардов рублей. Даже при минимальном подсчёте прибыль бюджета может составить порядка 12 миллиардов рублей.

"Мы не поддерживаем предложение нефтяных компаний. Перенести уплату акциза на АЗС не представляется возможным. Предложение взимать акциз только на заправках позволяет вывести из-под акциза ту часть топлива, которая не попадает на заправки. Это неприемлемо".

Между тем сам Минфин идею нефтяников воспринял в штыки. Финансовое ведомство уверено: если взимать акциз только на заправках, то из-под налога можно вывести часть топлива, которая на АЗС не поступает.

Да и потом — куда легче собрать акциз с 38 заводов, нежели с 25 тысяч заправочных станций по всей России. Представители сырьевой отрасли с этим в корне не согласны. Вопрос налогового менеджмента — прямая обязанность Минфина.

"Налог должен взиматься с продажи. Акциз это налог с реализации. А не с производства. И существуют сети, у которых нет производства — почему они не должны облагаться. Это честно и корректно. НПЗ — он же ничего не продает. Он производит. Значит, если он платит с производства акциз, значит — он кредитует бюджет. Это тоже обременение. И почему НПЗ должны нести обременение", — полагает Михаил Леонтьев.

На сегодня все АЗС связаны в единую информационную сеть. Поэтому фиксировать объемы продаж несравнимо легче. К тому же ФНС уже внедрила новую систему контроля с применением облачных технологий. Пока что она добровольная. Но с будущего года контрольно-кассовые аппараты должны быть у всех предпринимателей.

"Развитие проекта может привести к созданию принципиально новых инструментов для бизнеса, который позволит владельцам кассовых аппаратов получать оперативные сведения о своих оборотах, показателях. Повысить контроль за своим бизнесом. Важно отметить, что данный проект создает еще и определенную транспарентность для бизнеса в глазах налоговых органов", — считает Андрей Бударин, и.о. начальника управления ФНС России.

Но как бы не менялись правила игры, автомобилистов ждут новые ценники на заправках уже в апреле. Но большого роста не будет: по оценкам Минфина, максимум в пределах инфляции. Антимонопольная служба тоже дает скромные прогнозы и при этом напоминает: если будет замечен сговор, последуют санкции. Сначала — "желтая карточка", затем — штраф.

"Оптовый рост цены будет влиять на рост цены на АЗС. Мы увидели в марте повышение на 30-50 копеек. В период ремонтов мы также увидим небольшой рост после апреля месяца. Если говорить про рост цен с начала года, то мы увидели рост на 0,2 процента", — отметил Дмитрий Махонин, начальник управления регулирования ТЭК ФАС.

Еще один фактор роста цен — сезонность. В апреле начинается ремонт на нефтеперерабатывающих заводах. Отсюда возникает вероятность дефицита топлива. Поэтому Минэнерго еще задолго рекомендовало компаниями накопить больше 2 миллионов тонн бензина в виде резервов для рынка. Впрочем, эксперты спокойны и сомневаются, что возможен дефицит топлива. Российские НПЗ модернизированы и выпускают достаточно светлых нефтепродуктов — бензина, дизеля и керосина.