Мать Мария: именем русской монахини назвали парижскую улицу

В Париже появилась улица имени монахини Марии Скобцовой, нашей соотечественницы, чья жизнь пришлась на один из самых непростых исторических периодов. Родившись на рубеже XIX и XX веков, она успела побывать и литератором, и революционеркой, и монахиней.

В Париже появилась улица имени монахини Марии Скобцовой, нашей соотечественницы, чья жизнь пришлась на один из самых непростых исторических периодов. Родившись на рубеже XIX и XX веков, она успела побывать и литератором, и революционеркой, и — уже после принятия монашеского пострига — участницей французского Сопротивления.

На памятной табличке скромная надпись — участник движения Сопротивления. Впрочем, чтобы рассказать о жизни матери Марии, по рождению Лизы Пиленко, не хватит и всей стены дома.

Она родилась в 1891 году в Риге. Затем семья переехала в Анапу, где вскоре скончался ее отец. Глубокая рана отпечаталась грустью в глазах. "Такая живая, такая красивая, но такая измученная", — писал 15-летней Лизе в стихах Александр Блок, ее первая неразделенная и едва ли не единственная любовь.

В Петербурге она стала одной из первых студенток бестужевских курсов. В 18 лет вышла замуж за юриста Дмитрия Кузьмина-Караваева, но брак быстро распался. Родила дочку в Москве, потом вступила в партию эсеров и стала городским главой Анапы. Белогвардейцы отдали ее под суд. Судья — господин Скобцов — ее оправдал, а вскоре стал вторым мужем и убедил бежать. В Тифлисе родился их сын Юра, в Белграде — дочка Настя, которая умерла спустя три года. Уже в Париже распался и брак, после чего она обратилась к Богу.

При постриге, который она, будучи еще и поэтессой, описала в своем стихотворении, взяла себе имя Мария.

Ее считали неправильной монахиней, которая могла курить сигару и опаздывать на службу, но главным она считала служение людям. Мария Скобцова жила в доме номер 77. Это был и приют, и место, куда приходили покушать голодные и нищие — доходило до 100 человек в день. Здесь же она прятала еврейские семьи, за которыми охотились фашисты. Ей помогала церковь и торговцы на рынке. Под полами монашеской одежды она носила еду запертым в гетто еврейским детям, помогала им бежать, вместе с батюшкой Дмитрием выдавала свидетельства о крещении.

Ее арестовали немцы вместе с сыном и отправили в концентрационный лагерь, где она вошла в газовую камеру вместо приговоренной еврейской девушки. По истине святая Мария Скобцова была канонизирована, а теперь ее увековечили и в названии парижской улицы в 15-м округе.