Польша не жалеет сил в войне с советским прошлым

В Польше – приступ ненависти к собственному прошлому. На тропу войны выходят громилы монументов. И все потому, что польский Институт национальной памяти подготовил список из 500 советских памятников.

Автор: Дмитрий Киселёв

В Польше — приступ ненависти к собственному прошлому. На тропу войны выходят громилы монументов. И все потому, что польский Институт национальной памяти подготовил список из 500 советских памятников. Их и наметили к закланию. Принцип отбора прост: монументы над захоронениями оставить, остальное снести как символы "социалистической оккупации".

Вообще за само существование Польши Красная Армия положила 600 тысяч солдат. Разумеется, не все они упокоились в могилах. Но означает ли это, что остальные не достойны памяти, увековеченной в монументах страны, в войске которой они сражались? Да и сам принцип, вообще-то, тоже порочен: где могилы — памятники оставляем, где нет, то нет.

В России же тоже много польских памятников. Есть и без могил. Например, на месте разбившегося под Смоленском самолета президента Качиньского. Что теперь, рушить его прикажете? Отношения же строятся на взаимности. Где тогда остановиться? Не одичаем ли?

Не случайно официальный представитель МИД России Мария Захарова сравнила действия польских властей с варварством террористов ИГИЛ (запрещена в РФ)в Сирии.

"Мы говорили о том, как игиловцы минировали памятники в Пальмире. Ведь они это тоже делали по идеологическим соображениям. Они хотели там построить не город, не современные бизнес центры, а планировали уничтожить памятники Пальмиры по идеологическим соображениям. Именно по идеологическим соображениям в Польше выражают желание снести памятники советским солдатам, а не потому что они мешают", — отметила Захарова.

Автор: Алексей Денисов

11 марта 2016 года на экраны польских кинотеатров вышел новый художественный фильм "Невинные", снятый совместно с кинематографистами Франции, Польши и Бельгии. Главная тема картины — страдания монахинь одного из польских монастырей, которых, согласно сюжету, зимой 1945 года жестоко насилуют советские солдаты.

Афиша сообщает, что фильм сняла автор картины про Коко Шанель французский режиссер Анн Фонтэн. "Для них конец войны не означает конец страха" — главный рекламный лозунг фильма. "Выстрел прямо в сердце", "перехватывает горло", "будут нужны салфетки" — вторят кинокритики.

По сценарию фильма, несколько изнасилованных советскими солдатами монахинь забеременели. Настоятельница пытается скрыть позор, свалившийся на обитель. Отчаявшиеся женщины обращаются за помощью к молодой француженке — врачу из миссии Красного Креста. Приехав в монастырь, она старается облегчить душевные и физические муки несчастных жертв советских насильников.

"Вести недели" посмотрели несколько эпизодов этого фильма вместе с ветераном войны Йозефом Червинским. В 1944 году он вступил добровольцем в созданную на территории СССР польскими офицерами Первую пехотную дивизию имени Тадеуша Костюшко. В ее составе прошел путь от Буга до Берлина. Вместе с советскими солдатами освобождал Польшу от немцев.

Фильм ветерана откровенно расстроил. Особенно шокировали старого солдата сцены с участием русских. В одной из них они врываются в монастырь во время службы, матерясь и угрожая настоятельнице. Испугавшись сообщения француженки о тифе, русские, продолжая ругаться, трусливо убегают.

Второй эпизод происходит в ночном лесу. Здесь группа советских солдат пытается изнасиловать уже саму француженку, вытаскивая ее из машины Красного Креста на пути из монастыря.

По разным данным, более 600 тысяч советских солдат отдали свои жизни за освобождение Польши от немецких захватчиков. По планам Гитлера, поляки как нация должны были исчезнуть с лица земли. Именно на территории Польши нацисты создали самые большие фабрики смерти, в которых планомерно уничтожали узников со всей Европы.

Только приход Красной Армии положил конец этому чудовищному геноциду, который стоил самой Польше 6 миллионов жизней. Между тем, сегодня Польша уверенно занимает первое место в Европе по количеству актов вандализма в отношении наших воинских памятников и захоронений.

30 марта Институт национальной памяти предложил властям вообще ликвидировать 500 советских памятников на территории страны. Государственный совет по охране памяти борьбы и мученичества, как и Институт национальной памяти, выступает за ликвидацию памятников советским воинам везде кроме кладбищ.

Впрочем, нынешняя "декоммунизация" по-польски выглядит не вполне искренней. После войны по настоянию Сталина к Польше были присоединены огромные территории Восточной Германии и две трети бывшей Пруссии. Восточная граница возрожденного польского государства, прошла почти без изменений по линии Керзона, одобренной мировым сообществом еще в 1919 году. От этих подарков коммунистического режима и лично Сталина никто в современной Польше отказываться не собирается. Сегодня бывшие немецкие земли являются туристической и культурной жемчужиной независимой Польши.

По разным данным, в общей сложности из восточногерманских земель, присоединенных Советским Союзом к Польше, были выселены свыше 4 миллионов немцев. Так, например, немецкий город Бреслау, который в течение 3 месяцев штурмовали 12 советских дивизий, превратился в польский Вроцлав.

Более 9 тысяч советских солдат отдали свои жизни за то, чтобы сегодня на улицах Вроцлава звучала польская речь. Несмотря на это, здесь, как и повсюду в Польше, с начала 90-х крушили и оскверняли памятники советским воинам.

Один из них показал руководитель общественной организации "Курск" Ежи Тыц. В 1945 году его будущую мать спасли от неминуемой смерти советские солдаты, поэтому сегодня ему ужасно стыдно за то, что происходит в Польше.

"Мне просто стыдно за наших политиков и моих земляков. За то, что они сделали. И не только этим памятникам. Многие памятники уничтожены, лежат по лесам, разрушены. Идут попытки убрать памятники. Не только со стороны обычных людей, вандалов, бандитов. Также из серьезных государственных учреждений, которые включились в эту войну с памятниками", — отметил Тыц.

Сегодня вместе с членами общества "Курск" Ежи Тыц реставрирует и пытается спасти от уничтожения памятники советским солдатам, которые еще остались в Польше. За несколько лет он со своими друзьями уже отремонтировал два десятка монументов.

"Один из памятников снесли в начале 90-х. Звезда и дата — 1945 год. Это когда шли бои за город Вроцлав. Все разрушено. Я еще не знаю, кто это сделал. Возможно, это обычные вандалы, возможно, все это было сделано по поручению местных властей. Мы закажем большой кран, обмотаем памятник, поднимем и перевезем в другое место, чтобы его там восстановить", — рассказал Ежи.

По словам посла Российской Федерации в Республике Польша Сергея Андреева, только в прошлом году нашими дипломатами был зафиксирован 31 случай вандализма в отношении советских памятников и захоронений.

"Если называть вещи своими именами, то против России идет идеологическая и информационная война. И важнейшая составляющая этой информационной войны — война с нашей исторической памятью, война с российской историей. Нас пытаются убедить, что у нас "порочная", как сказал Бжезинский, "криминальная" история, что в истории Россия только и делала, что других обижала. У нас история народа-победителя! У нас великая история! В ней были черные страницы, их нельзя замалчивать, их надо знать, им надо давать должную оценку, но позволить себя убедить в том, что мы — государство с "криминальной", "порочной", "преступной" историей, невозможно ни при каких обстоятельствах. Это просто не соответствует действительности. Это нечестно. На нашей стороне правда!" — считает Андреев.