Герман Греф: антикризисный план – это серьезный стабилизирующий фактор

"Вести в субботу" начинают серию интервью с руководителями крупнейших банков. Первым гостем стал глава Сбербанка РФ Герман Греф. Он рассказал об антикризисным плане и задачах, которые стоят перед банковской системой.

"Вести в субботу" начинают серию интервью с руководителями крупнейших банков. Первым гостем стал глава Сбербанка РФ Герман Греф. Он рассказал об антикризисным плане и задачах, которые стоят перед банковской системой.

Политическая неделя началась с первого в новейшей истории отчета премьер-министра Путина перед Государственной думой.

"От экстренных мер спасения банковского сектора необходимо перейти к планомерному расширению его ресурсной базы. Создать условия для повышения доступности кредита, как на предприятиях, так и для самих граждан", – заявил депутатам Владимир Путин.

По его словам, антикризисный план предусматривает возможность выделения 255 миллиардов рублей на поддержку банковского сектора.

"Причем, предоставление господдержки будет жестко увязано с кредитованием реального сектора. Прошу вас, уважаемые коллеги, когда будете обсуждать бюджет, не очень-то нападайте на банкиров. Конечно, их можно называть как угодно, оскорблять – жирные коты и так далее", – заявил премьер-министр.

Он добавил, что перед банкирами стоят серьезные задачи, особенно во второй половине года. "И мы с вами очень внимательно должны к этому подойти, ответственно, без лозунгов, а исходя из имеющейся информации и анализа".

- Герман Оскарович, вы смотрели выступление Путина в Думе?
- Я смотрел выступление нашего премьер-министра, правда, не видел выступление оппозиции.

- Там несколько оппозиционеров сказали о том, чтобы деньги, выделенные Центробанком четырем крупнейшим государственным банкам, дошли до реального сектора. Что вам есть на это ответить?
- Лучше всего обратиться к статистике. Если говорить об итогах первого квартала, то Сбербанком России предприятия реального сектора были прокредитованы на 900 миллиардов рублей.

- Это что-то астрономическое для простого россиянина. Это много, мало?
- Если сравнивать, то Сбербанк получил 500 миллиардов рублей.

- А прокредитовали на 900.
- А уже в первом квартале ему выдали 900 миллиардов. В силу того, что в первом квартале ситуация в банковском секторе стабилизируется. Поэтому мы можем значительно больше предоставлять экономике кредитов, чем привлекаем средств Центрального банка и правительства.

- Кому пошли эти деньги?
- Если говорить о крупнейших промышленных предприятиях, то мы предоставили кредит предприятиям "Российских железных дорог". Мы кредитовали российскую авиационную отрасль: казанское Авиационно-производственное объединение имени Горбунова, компанию "МиГ" и "Сухой". Мы продолжаем кредитовать и занимаемся реструктуризацией кредитов автомобильного сектора – это "АвтоВАЗ", и "ГАЗ". Мы кредитуем предприятия розничной торговли, большое их количество сейчас чувствуют себя не очень хорошо. Мы занимаемся реструктуризацией долгов крупнейших торговых сетей. У нас продолжают расти кредиты сельскому хозяйству. Несколько снизился рост кредитов малому бизнесу, но мы поддерживаем темпы на том же уровне.

- Все перечисленное хочется обсудить детальнее, но сейчас я хотел бы вернуться к выступлению премьер-министра в Государственной думе, где он отчитывался о работе правительства и провел своего рода презентацию антикризисного плана. Что вам есть сказать по этому поводу?
- Мне кажется, что сам факт появления антикризисного плана является очень серьезным стабилизирующим фактором. Почему такая комплексная антикризисная программа не могла появиться раньше? Потому что, прямо скажем, кризис был настолько всеобъемлющим и глубоким, что в тот момент что-то комплексное выработать было нельзя. Но по прошествии полгода уже можно систематизировать меры, которые реально помогут выйти экономике из кризиса. Уже понятно, что кризис будет длительным, и что меры по борьбе с ним также должны быть рассчитаны на несколько лет. И то, что правительство именно в этот момент вынесло на обсуждение антикризисную программу и утвердит ее, это является, на мой взгляд, очень своевременным шагом. Во-вторых, мы имели возможность участвовать в ее разработке. Мы давали свои предложения.

- Вы – это представители бизнеса?
- Всего финансового сектора. Были учтены мнения губернаторов, промышленных предприятий. Это очень важно, потому что критики в адрес правительства звучало много, и сейчас правительство дало карт-бланш всем участникам процесса: предложите свои меры выхода из кризиса. И вот когда речь пошла о конкретных предложениях, то оказалось, что альтернатив не так много.
И сейчас тот документ, который будет приниматься на 2009 год, достаточно сбалансирован и касается практически всех в нашем обществе – и бизнеса, и финансового сектора и граждан. Меры правительства связаны с реструктуризацией кредитной нагрузки для тех, кто потерял работу.

- Учетная ставка Центробанка – 13%. Банки, которые получали средства от ЦБ, чтобы предоставлять кредиты предприятиям, дают по 18-21%. Откуда эта вилка возникает? Почему деньги получаются по одной ставке, а распределяются по другой?
- Во-первых, по 13% средства мы не получаем, мы их получаем дороже. Соответственно банки должны добавить свою маржу, направить средства на резервирование и добавить плату за риск. После этого они могут предоставлять кредиты реальному сектору экономики. В силу того, что и риски сейчас очень высоки, ставки растут. Ну, как вы знаете, росла учетная ставка ЦБ и наблюдался, естественно, рост инфляции, инфляционных настроений.

- Сейчас по последним прогнозам от многих ваших коллег, – из Центробанка, экономического блока правительства, – есть шанс, что инфляция не будет столь высокой. Может это означать в обозримой перспективе, что и учетная ставка падет, если кредитная ставка дешевле и для предприятий, и для населения?
- Если прогноз, связанный с развитием кризиса, сбудется, – а он таков, что самую острую фазу падения мы прошли, и сейчас будет некая стабилизация, – то вполне вероятно, что и при спокойном валютном курсе будет снижена ставка Центробанка. Если это произойдет, то следом будут снижаться ставки банков.

- И для предприятий, и для населения?
- Думаю, что да.

- А сталкиваетесь ли вы с тем, что люди стали меньше обращаться к вам сейчас за кредитами? Больше обращаться? Что вообще показывает общая статистика Сбербанка о настроении в обществе? Вы в этом смысле может быть даже точнее, чем иное социологическое агентство.
- В марте за кредитами обратилось примерно в три раза меньше людей, чем это было в ноябре.

- Выжидали?
- Что касается автокредитов, то люди ждали, когда вступят в действие меры, которые были анонсированы правительством. Начиная с этой недели, мы приступили к программе автокредитования. Поэтому по мере того, как будет реализовываться антикризисная программа, и будут происходить финансовые вливания в приоритетные сектора, я думаю, мы будем видеть и оживление этих секторов.