Хочешь запустить воздушного змея? Получи удостоверение пилота! Реплика Максима Кононенко

1 апреля, в День смеха, вступил в силу федеральный закон номер 462 – это поправки к Воздушному кодексу, согласно которым, вы теперь не сможете запустить со своим ребенком воздушного змея, не имея выданной государством лицензии пилота установленного образца.

Кажется, бессмертный афоризм Виктора Степановича Черномырдина "Хотели как лучше, а получилось как всегда" никогда не утратит актуальности в нашей стране.

1 апреля, в День смеха, вступил в силу федеральный закон номер 462 — это поправки к Воздушному кодексу, согласно которым, вы теперь не сможете запустить со своим ребенком воздушного змея, не имея выданной государством лицензии пилота установленного образца.

Впрочем, мало ли странных и невыполнимых законов принимается в Государственной думе. Но вот как именно это порой происходит — тема, вполне достойная Дня смеха.

Итак, на протяжении нескольких лет правительство вместе с заинтересованными общественными организациями и профессиональными ассоциациями готовило поправки в Воздушный кодекс, отражающие те изменения, которые произошли в окружающем мире. То есть появление и массовое распространение беспилотных летательных аппаратов. В удовлетворившем всех заинтересованных лиц варианте законопроект предусматривал обязательную государственную регистрацию беспилотников массой 30 кг и более. Это вполне согласуется с правилами Международной ассоциации аэронавтики, которая считает, что авиамодель может весить до 25 кг. Всё, что легче, считалось игрушками или авиамоделями. Разумеется, с распространением на них всех существующих ограничений на нарушение правил использования воздушного пространства.

И вот этот согласованный на всех уровнях законопроект поступает в Государственную думу, где благополучно принимается в первом чтении в июне 2015 года. Второе чтение назначается на конец декабря. А 15 декабря средства массовой информации всего мира сообщают о том, что Федеральная авиационная администрация Соединенных Штатов Америки начинает обязательную регистрацию всех дронов весом от 55 сотых фунта до 55 фунтов, то есть от 250 г до 25 кг.

Прочитав об этом в газетах, член комитета Госдумы по транспорту, коммунист и кандидат, между прочим, филологических наук Андрей Андреев берет и меняет в законопроекте вес беспилотного летательного аппарата с 30 кг на 250 г. И, не согласовав эту поправку ни с кем из заинтересованных лиц, выносит законопроект на голосование, спустя 15 секунд без какого-либо обсуждения законопроект принимается.

В результате получается вот что. Регистрацией дронов в США занимается Академия авиационных моделей — профильная общественная организация, которая, кстати, ведет борьбу за отмену такой регистрации. Но пока она не отменена, любой американец, купивший летающую игрушку, должен зайти на специальный интернет-сайт, указать там свое имя, адрес и номер купленного устройства, а также оплатить 5 долларов пошлины. Вот и вся процедура.

Российский же Воздушный кодекс ныне предусматривает регистрацию такой игрушки в уполномоченном государственном органе. Который, кстати, до сих пор не определен. На летательный аппарат должен быть получен сертификат летной годности — такой же, как на широкофюзеляжный авиалайнер. А управляющий дроном человек должен иметь свидетельство пилота, которое выдается только по прохождению обучения.

Это касается, напомню, любого беспилотного летательного аппарата весом более 250 г. В ответ на недоуменные вопросы автор революционной поправки отвечает, что таковы требования времени в условиях разгула международного терроризма, поскольку на более тяжелом дроне можно перевозить бомбу.

Но как же тогда получилось, что в том же самом Воздушном кодексе не предусмотрено никакой государственной регистрации для пилотируемых летательных аппаратов массой не более, внимание, 115 кг? Ну, то есть, мотодельтаплан — пожалуйста. Перевози свою бомбу. А вот на воздушном змее нельзя.

Министерство транспорта честно говорит, что выполнить этот закон невозможно, отменить или отложить оно его не может, а потому открытым текстом призывает его саботировать. Президент отдает прямое распоряжение правительству разобраться в ситуации и подготовить предложения по изменению законодательства.

И правительство, конечно, такие предложения подготовит. Они опять уйдут в Государственную думу, а там попадут на стол какому-нибудь еще начитавшемуся новостей кандидату филологических наук из комитета по транспорту. И, как говорил поэт, "эта музыка будет вечной".