Что выберет Молдова. Реплика Александра Проханова

Сейчас в Молдове весна. Божественная, ослепительная. Изумрудные прозрачные леса, вдоль дороги цветут персики, абрикосы. Эти волнистые голубые холмы, на которых до горизонта виноградные лозы. И, кажется, что эта весна бесконечна. И не верится, что над Молдовой нависла незримая темная туча.

Сейчас в Молдове весна. Божественная, ослепительная. Изумрудные прозрачные леса, вдоль дороги цветут персики, абрикосы. Эти волнистые голубые холмы, на которых до горизонта виноградные лозы наливаются красным соком. И, кажется, что эта весна бесконечна. И не верится, что над Молдовой нависла незримая темная туча.

В этих городах, в этих селениях, среди этих полей идет жестокая схватка. Соседняя Румыния стремится всосать в себя Молдову. Румынский моллюск обволакивает Молдову, размягчает ее, хочет вобрать ее в свое чрево и поглотить.

Работают множество некоммерческих организаций, которые спонсируются румынами, Евросоюзом, Америкой. И эти организации устанавливают свои нормы идеологических представлений, спонсируют процесс, ведут агитацию, наводняют органы власти Молдовы своими клевретами, своими проповедниками. Пять тысяч молодых молдаван каждый год отправляются в Румынию и учатся в университетах и вузах.

Органы власти, правительство и президент делают все, чтобы, как можно скорее, Молдова ушла в Румынию, вместе с Румынией стала членом Евросоюза, а потом и НАТО. Неужели, в самом деле, у нас на глазах исчезает с карты мира страна Молдова? Неужели и впрямь молдаване поверят, что нет такого государства Молдова, а только часть Румынии? Неужели они поверят, что нет молдавского языка, лишь румынский язык, и нет молдаван как народа.

Этим представлениям дается мощный отпор. В Молдове поднимается патриотическое движение. Маленькие организации, спортивные союзы, политические партии, творческие объединения выступают за сохранение молдавского государства.

Мы приехали с моими друзьями из Изборского клуба в Молдову. Сразу с самолета мы попали на теоретическую конференцию, которая была посвящена общей теме под названием "Проект Молдова".

Общественные деятели, историки, философы, владыки из соседних монастырей, представители спецслужб, силовики, писатели, философы и политики обсуждали эту тему, какой быть Молдове. Само государство, как считают политологи и политики, патриотического направления, само государство Молдова должно быть создано на федеративной основе. Будущее – федерация. В эту федерацию должна войти Гагаузия.

Я был на удивительно патриотическом митинге в Гагаузии, когда по селам, городам, сквозь цветущие сады шли огромные колонны гагаузов с флагами, с оркестром. И мне было сладко находиться среди этих мужественных людей, для которых Гагаузия священна. Которые отстояли суверенность Гагаузии, которые теперь отстаивают суверенность Молдовы в целом. И которые так любят Россию, так дорожат недавним прошлым, когда все мы были вместе в одной большой советской семье.

Россия медленно, неуклонно формулирует свои национальные интересы в этом районе. Здесь, в Молдове, проходит дуга кордона, который запад проводит от Балтики до Черного моря, стремясь отсечь Россию от Европы и замкнуть ее, закупорить ее. Молдова не должна стать той пробкой, тем тромбом, которым закупоривается эта часть кордона.

Через Молдову должны идти коммуникации — торговые, идейные, духовные. Молдова может быть мостом между Западом и Востоком. Молдова может быть посредником в наших мучительных и сложных отношениях с сегодняшней Украиной.

В октябре этого года, 1 октября, состоятся выборы президента Молдовы. Решением парламента эти выборы происходят всенародно, не в стенах парламента, а на улицах, площадях. И в этих выборах участвует весь народ. И оттого, как пройдут эти выборы, кто победит на этих выборах — прорумынский кандидат или кандидат, который отстаивает суверенную страну и близость ее с Россией, — будет зависеть будущее и Молдовы и всего этого региона.

Я побывал в палаточном городке, который построен прямо перед парламентом, городке, построенном социалистами. Множество молодых людей, очаровательных, страстных, политизированных, наполняют эти палатки. Палатки, в которых хранятся дрова для отопления, склады еды, койки для ночлега. Где проходит непрерывные политические встречи, митинги, люди читают свои стихи, и готовы в день выборов отстаивать их честные результаты. Готовы показать власти, что народ начеку, народ следит за этими результатами.

В конце нашей поездки молдаване повели нас в удивительное место. В подземное хранилище вин. В село Криково, где когда-то разрабатывались белые каменоломни и добывался белый известняк, из которого был построен белоснежный Кишинев.

Теперь в этих подземных штольнях, просторных и длинно бесконечных, как наше московское метро, этих штолен всего 120 километров, находятся винные хранилища. И там, в этих подземельях, сидя за столом, вкушая и пробуя это дивное молдавское вино, мы поднимали наши бокалы, мы произносили тосты за независимую и чудесную страну Молдову, и за славу трудолюбивого и прекрасного молдавского народа.