Далекий холодный Сукпай ждет близких горячих кубинцев

Откуда на Кубе так много советских мотоциклов? Как их получали за работу на лесоповале на советском Дальнем Востоке кубинские комсомольцы? И почему между Кубой и далеким таежным поселком в Хабаровском крае есть фантастическая связь?

Откуда на Кубе так много советских мотоциклов? Как их получали за работу на лесоповале на советском Дальнем Востоке кубинские комсомольцы? И почему между Кубой и далеким таежным поселком в Хабаровском крае есть фантастическая связь?

Расхожее выражение "современная" к Гаване применить никак нельзя. Столица Кубы – как часто говорят — город-музей, абсолютный постмодерн: здесь рядом и немногочисленные признаки современного мира, и осколки прошлого разных эпох. Особенно таких много для россиян поколения "40+". Достаточно присмотреться к трафику – приступа ностальгии не избежать. До сих пор на Кубе "чудеса" советского автопрома очень даже котируются, а ГАЗ-21 "Волга" — предел мечтаний простого кубинца. Дело в том, что долгое время новые авто завозить было можно лишь из дружественного СССР.

Самое высокое здание Гаваны — отель Fox. Это гигантский памятник дружбы Острова Свободы и страны Советов. На его 39 этажах долгое время жили прикомандированные в Гавану советские специалисты, которые помогали кубинским братьям следовать общим коммунистическим идеалам. Впрочем, Куба в долгу не оставалась и в прямом смысле слова подслащивала жизнь Советского Союза.

До сих пор один из главных экспортных товаров Кубы – белый тростниковый сахар. Во времена тесного сотрудничества объемы его поставок в СССР достигали десятков миллионов тонн. Вкус этого сахара хорошо помнят в поселке Сукпай в Хабаровском крае, именно здесь находилась одна из самых больших в Советском Союзе колоний кубинцев.

Это сейчас Сукпай неотличим от сотни других таежных поселков, а в период с 1985-го по 1990 годы его называли "маленькой Кубой". В поселке жили и работали 800 кубинцев. Почти все новые дома здесь построены ими. На одном даже сохранилось изображение флагов двух дружественных республик.

В 80-х поселок Сукпай хотели сделать большим городом, центром лесной промышленности с населением больше 50 тысяч человек. Среди сопок здесь должны были вырасти микрорайоны. Но своих рук на очередную стройку века у СССР тогда не хватило, поэтому было заключено соглашение с Кубой. По его условиям, кубинцы строили дома и валили лес, который затем безвозмездно отправляли к себе на родину.

Для отправки древесины на Кубу использовали железную дорогу, которая соединяла Сукпай с Транссибом. Сейчас от нее остались лишь полусгнившие шпалы, а раньше здесь двигались поезда, которые доставляли древесину в порт Находка. Там лес перегружали на суда, которые следовали до Острова Свободы.

Сукпай в переводе с удегейского означает "луч солнца". Очень иронично, учитывая, что зимой здесь минус сорок, да и летом климат не особенно радует. Дальневосточникам-то не просто, что уж говорить про гостей из тропиков.

"Ребята непривычные были к такому климату, в шубах, шапках ходили, шарфов не было, вместо шарфов — вафельное полотенце", — рассказал один из жителей поселка Олег Трофимов.

Старожил и владелец поселкового магазина Олег Трофимов охотно вспоминает своих, как он говорит, теперь уже далеких "амигос". В Сукпае кубинцы не только хорошо работали — еще лучше они умели отдыхать. "Они первым делом сделали шикарный бар, туда ходили и русские. Весело там было", — говорит Трофимов.

В основном на Дальний Восток завербовались молодые люди. То и дело вспыхивали жаркие интернациональные романы. В Сукпае стали появляться маленькие Педро Ивановы и Хуаниты Кузнецовы. Но этот, казалось бы, бесконечный кубинский карнавал закончился с распадом СССР. Действие соглашения двух стран прервали. В 90-е население Сукпая сократилось с пяти до тысячи человек. Первыми стали уезжать кубинцы. Прошло уже 25 лет, но в поселке и по сей день остались брошенные ими в спешке квартиры.

Но не все кубинцы, уехавшие с Дальнего Востока, возвращались на родину. Многие остались в России, но в более крупных городах, кто-то навсегда перебрался в Европу или Америку. Поэтому найти в Гаване тех, кто жил и работал на Дальнем Востоке, едва ли возможно. Но кое-какие напоминания все-таки остались.

Кубинские власти в 80-х разрешили ввоз советских мотоциклов на остров только тем, кто добывал лес в СССР. Поэтому до сих пор любой "Иж" или "Восход", которые ездят по улицам Гаваны, в 99% случаях были привезены с Дальнего Востока. Кубинцы эти мотоциклы даже называют особенно – "корковэо". Это слово, по их мнению, передает особый дребезжащий звук мотора.

"Восход" 1987 года выпуска. Кубинец китайского происхождения Ванкальдо Ли Чао охотно показывает документы и рассказывает историю своего железного коня. "Мой дядя работал где-то на севере России, кажется, лес валил, заработал прилично. Привез холодильник и этот мотоцикл. Дяди уже нет, а вот мотоцикл до сих пор ездит. Мне он нравится, он надежный", — отметил Ванкальдо Ли Чао.

Куба, как и много лет назад, снова на перепутье. Возобновляются дипломатические отношения с США, островом уже заинтересовался даже Китай.

Вдали от глобальных геополитических процессов, в поселке, затерянном в тайге, Олег Трофимов разглядывает фотокарточки, на которых такие далекие, но до сих пор друзья. "Мы их братьями считали. Дай Бог, приедут еще. Отношения налаживаются, мы их ждем, если что, да и они сами, может, по снегу соскучились", — говорит Олег.