100-летие битвы при Вердене: французы вспоминают российских героев

Франция отмечает 100-летие битвы при Вердене – одной из самых продолжительных и жестоких операций в Первой мировой войне, когда французские войска в течение десяти месяцев отражали наступление немцев.

Франция отмечает 100-летие битвы при Вердене — одной из самых продолжительных и жестоких операций в Первой мировой войне, когда французские войска в течение десяти месяцев отражали наступление немцев.

Битва при Вердене была еще и самой кровопролитной, поэтому и вошла в историю как "Верденская мясорубка". Тогда с обеих сторон погибли почти полмиллиона человек. Столь высокой ценой удалось сдержать дальнейшее наступление немцев. Германская стратегия быстрого и сильного удара провалилась.

Они приезжали сражаться из Москвы, Казани, Одессы, Самары... Всего на военном кладбище рядом с городком Мармелон — 915 крестов. В память о тысячах погибших на территории Франции — мемориал, на котором выбита надпись: "Дети Франции, когда враг будет побежден и вы сможете свободно рвать цветы на этих полях, вспоминайте о русских братьях и приносите им цветы".

Она почти не говорит по-русски, но до сих пор носит фамилию Иванова. Клодин, чтобы пообщаться с дедом, на русское кладбище в провинции Шампань приходит с его дневником. 40 потертых страниц — все, что осталось.

"Он писал это прямо в окопах. Его ранили в челюсть, он истекал кровью, потерял сознание. Его нашли рядом с деревней Курси — они освобождали ее, когда там оставалось полтысячи французов. Дальше — больница. Он постоянно рвался назад. Был настоящим патриотом, все время писал: мы победим, за Францию, за Россию", — рассказала внучка солдата экспедиционного корпуса Русской императорской армии Клодин Иванова.

Один за другим. С идеальной выправкой. По деревянному мостику. Ладонь — к фуражке. 26 апреля 1916-го. 20 тысяч солдат высаживаются в порту Марселя после пяти месяцев в пути. Из Москвы на поезде — до Дальнего Востока, дальше — на пароме через два океана. Еще 20 тысяч бойцов через Северное море плывут из Архангельска — на запад Франции.

"Русские произвели фурор. Когда французы видели крепких парней, которые пересекли полмира, чтобы защитить их, внутри становилось спокойнее. Люди взбирались на крыши домов, на холмы и любые возвышенности и аплодировали им", — отметила хранитель военного архива города Иври-сюр-Сен Вероника Голубинофф.

Франция к тому моменту — практически в руинах. Только за первые 6 недель войны армия потеряла 125 тысяч солдат убитыми. Немцы наступают — по 40 километров в день. Задача Германии — срочно прорвать оборону и выбить Францию из войны.

Форт Дуамон, северо-восток Франции. 21 февраля 1916 года. Первый залп — в 7 утра, через 5 минут — второй, через полчаса — беспрерывная канонада. 9 часов голову не поднять. Снаряды диаметром в полметра, весом под 900 килограмм. Внутри — всего 57 человек. Французов застали врасплох. "Верденская мясорубка" началась.

Струя огнемета — десяток заживо. Мины, ядра, орудия размером с трехэтажные здания. Кого-то взрывной волной — на дерево, кого-то — в канаву. Под слоями земли задыхались в собственных окопах.

"В некоторых местах немецкие и французские траншеи находились всего в 20 метрах друг от друга. Граната — и никого в живых. Поле до сих пор изрыто воронками. Французы пытались отстреливаться из орудийных башен. Но для того чтобы просто поднять эту конструкцию, необходимы были 17 человек — они должны были изнутри крутить механизмы. Поэтому у французов шансов не было. Солдаты искали любую возможность спрятаться в форте, но и это не помогало", — рассказал Гийом Муазон, гид музея Verdun 124.

На четвертый день "мясорубки" французская армия теряет почти все свои укреппозиции. Форт Сувиль. До Вердена — 4 километра. Единственное укрепление, которое осталось в руках французов. Немцы уже были готовы взять этот форт, первые подразделения были буквально в метрах от входа. Если бы атака удалась, это бы означало взять Верден и открыть дорогу на Париж. Но в этот момент немецкое командование решило отступить. Срочно понадобилось перебросить войска на Восточный фронт. Наступали русские.

"Было предпринято наступление возле озера Нара Западным фронтом. И на Северном фронте — с Якобштадтского плацдарма. Пошли, пошли в атаку. Союзники писали, что русские имели успех, разбили первую линию окопов, солдаты взяли ее и уперлись на второй линии. Наши войска потеряли около 70 тысяч человек. Немцы в тех боях потеряли 20 тысяч человек. Но мы свою задачу выполнили. Целую неделю атаки Вердена были прекращены", — отметил Валерий Шамбаров, писатель, публицист.

Об успехе писали газеты, журналы. В лагерь к русским приехали операторы-хроникеры. За пару недель наши построили целый городок. Повесили указатели на кириллице, соорудили баню, часовню.

"Их очень удивила французская еда: макароны, салатный цикорий. Они никогда не видели такого. Очень скучали по борщу. Собирались вечером, чистили картошку и сами готовили. Многие из них не говорили по-французски, поэтому им раздавали разговорники", — отметил Марк Буксен, основатель, главный хранитель Исторического музея Реймса, кавалер российского Ордена Дружбы и Ордена Почетного легиона.

Форт Помпель, куда поселили русских, оказался в самом пекле. Он защищал символ франции город Реймс, где шесть веков короновались французские монархи, но при этом находился на выступе, который вдавался в германские позиции. Обстреливали день и ночь.

Здесь до сих пор все в окопах и траншеях. Позиции в районе французского города Реймс немецкие войска заняли в самом начале войны — в 1914 году. Несмотря на то что место это стратегически важное, французские военачальники атаковать его не решались до тех пор, пока не прибыла русская бригада. Бой завязался в три часа дня, пули не смолкали до поздней ночи.

Здесь до сих пор остались неразорвавшиеся снаряды. Также археологи находят оружие — винтовки русских солдат Bertier. Заряжалось по три патрона, из-за этого приходилось все время перезаряжаться. Но самое страшное для немцев — это было подпустить наших военных на расстояние 3-4 метров к себе. Когда они брали в руки сабли и начинался контактный бой, им уже не было равных.

"Русским удалось отбить эту позицию. Наше руководство было в шоке, когда увидело, как ваши солдаты подбирались к окопам и со штыками набрасывались на немцев. Но за три дня 3-я бригада потеряла здесь тысячи солдат. Я постоянно нахожу здесь каски русских военных. Видны очертания герба Российской империи", — пояснил археолог, краевед Пьер Малиновский.

В марте 1916-го возле деревни Дуомон был ранен тогда еще никому неизвестный капитан по имени Шарль де Голь. Две пули. Штык. Потерял сознание.

"Он попал в плен к немцам, а освободили его только в 1918-м. И этот момент он запомнил на всю жизнь. Дед говорил, что если бы нас не поддержали русские, я бы вряд ли вышел из плена, мы бы точно проиграли бы эту войну. Этот урок он рассказывал нам с самого детства", — подчеркнул внук де Голля Ив де Голль.

Ив теперь делает все, чтобы эти уроки истории помнили и его дети. Его Общество памяти генерала де Голля регулярно помогает мемориалам по всей стране хранить истории героев Первой мировой.

"Я помню, как дед описывал русских военных: выдержка, крепкость, смелость русского солдата — это что-то исключительное. И таким же образом они проявили себя во Второй мировой. Он всегда говорил: никогда не надо противостоять России. Поэтому, считаю, французское правительство сегодня сделало плохой выбор, став в оппозицию к России. Мы должны идти плечом к плечу", — уверен Ив де Голль.

"Маршал Фош сказал, что если Франция осталась на карте Европы, то это благодаря мужеству русских солдат. И я как французский офицер очень горжусь русскими корнями, потому что русские освободили мою страну. Они дрались, как львы, до смерти. Русские это никогда не забывали, французы часто забывали", — признался офицер французской армии в отставке Пьер Жесткофф.

И несмотря на то что по телевизору большинству здесь вдалбливают обратное, тех, кто открывает глаза на Россию, здесь с каждым годом все больше. Школьники о подвигах французов и русских учат уже с третьего класса, музеи Первой мировой распродают билеты на недели вперед, а потомки военных один за одним к юбилею Верденской битвы издают биографии тех, кто сто лет назад подарил им будущее.