Министр представила студентам "эскалатор непрерывного медицинского образования"

С 6 по 8 апреля 2016 года в Санкт-Петербурге проходил организованный Минздравом РФ V Всероссийский форум студентов медицинских и фармацевтических вузов России. В его работе приняли участие 260 лучших представителей 52 медицинских учебных заведений страны.

С 6 по 8 апреля 2016 года в Санкт-Петербурге проходил организованный Минздравом РФ V Всероссийский форум студентов медицинских и фармацевтических вузов России. В его работе приняли участие 260 лучших представителей 52 медицинских учебных заведений страны. В рамках форума для студентов были организованы 5 круглых столов, 16 мастер-классов и тренингов. На встречу с будущими врачами пришли корифеи российской медицины: Леонид Михайлович Рошаль, Александр Григорьевич Румянцев, Евгений Владимирович Шляхто и Андрей Дмитриевич Каприн. Второй день форума совпал со Всемирным днем здоровья. Его студенты отметили сдачей норм ГТО, акциями по обучению жителей города основам ЗОЖ и правилам оказания первой медицинской помощи. "Зарядку с чемпионом" на спортивном поле Таврического сада для участников мероприятия провел чемпион СССР, Европы и Мира по вольной борьбе Петр Ерастович Наниев.

Главное событие форума – традиционная встреча студентов с министром здравоохранения России Вероникой Скворцовой. "Сейчас мы находимся на пике интереса к развитию медицинского образования. В настоящее время в медицинские вузы приходят абитуриенты, которые имеют самые высокие баллы ЕГЭ", — сообщила министр. Она рассказала собравшимся о том, что целевой прием в медицинские вузы в целом по стране уже превысил 50%. "Целевой прием – это гарантированные рабочие места. Студенты, поступившие в рамках целевого приема, работают в тех местах, где они уже проходили практику. Таким образом, сформируется приверженность и к профессиональной активности, и к профессиональному долгу", – подчеркнула Вероника Скворцова.

Министр рассказала студентам о модернизации и развитии отрасли, о том, что в ближайшее время кабинет каждого рядового врача в стране будет оборудован компьютеризированным рабочим местом с доступом к электронной медицинской библиотеке, информационным базам, клиническим протоколам и рекомендациям, к порядкам оказания медицинской помощи. "У вас будет возможность работать на новейшем диагностическом оборудовании с использованием результатов самых современных лабораторных фундаментальных исследований", – подчеркнула она.

Современная медицина требует модернизации подготовки профессиональных кадров. Поэтому медицинское образование становится, по оценке министра, одним из наиболее развивающихся блоков отечественного здравоохранения.

Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения, которые внедряет сейчас министерство, предполагают ряд важных новшеств. В частности, усиливается акцент на практических занятиях: студенты уже на первых курсах отрабатывают профессиональные навыки непосредственно у постели больного. Это позволяет с самого начала обучения погрузиться в атмосферу будущей профессии, формировать не только компетенции, но и навыки общения с пациентами и коллегами, осваивать на практике принципы медицинской этики.

Кроме того, новые образовательные стандарты устанавливают, как выразилась министр, "единую планку качества" для выпускников всех медицинских вузов и факультетов страны: общий набор требований к профессиональной компетентности медицинского работника. Для этого создается новая система аккредитации.

Первичная аккредитация проводится после окончания медицинского вуза и включает в себя индивидуальный тест для выпускника, в том числе с использованием симуляторов, на которых экзаменуемый демонстрирует навыки оказания первой и специализированной медицинской помощи. На втором этапе будущий врач должен продемонстрировать умение решать клинические задачи. Наконец, проверяется поведение специалиста в ситуационных задачах, когда актеры исполняют роль пациентов, а выпускник должен воспроизвести профессиональные навыки и правильно собрать анамнез. Решение об оценке принимают три сопредседателя комиссии. Первый является представителем профессионального сообщества, второй — работодателя (государственной или частной клиники), третий — образовательного учреждения. По словам министра, "мы, фактически, переходим на международную систему трехэтапного экзамена на профессиональную пригодность".

Успешное прохождение первичной аккредитации дает право на осуществление профессиональной деятельности сразу после окончания вуза. Далее вступает в силу система непрерывного медицинского образования, которая включает в себя обязательную аккредитацию раз в пять лет всех медицинских и фармацевтических работников. В течение пяти лет медицинский работник должен будет формировать собственное «образовательное портфолио», готовясь к следующим экзаменам: участвовать в образовательных семинарах, тренингах, отработках навыков на симуляторах.

В этом году первичная аккредитация затронет только выпускников фармацевтических и стоматологических факультетов, а уже со следующего года допуск к работе через систему аккредитации будут получать выпускники лечебных и педиатрических факультетов, специалисты медико-профилактического дела.

Министр высоко оценила уровень взаимопонимания с участниками форума. "Вы – наш настоящий кадровый резерв, — сказала она студентам, — наши единомышленники, носители того нового, что мы хотим влить в систему медицинского образования и здравоохранения страны".