Саудовский демарш: что будет с нефтью после Дохи

Официальный курс рубля по отношению к доллару и евро сегодня заметно снизился. Как и ранее, российскую валюту потянула вниз дешевеющая нефть. Сейчас цены на нее уже вернулись к прежним значениям, однако утром баррель стремительно дешевел. Биржа реагировала на новости из Дохи.

Официальный курс рубля по отношению к доллару и евро сегодня заметно снизился. Как и ранее, российскую валюту потянула вниз дешевеющая нефть. Сейчас цены на нее уже вернулись к прежним значениям, однако утром баррель стремительно дешевел. Биржа реагировала на новости из Дохи.

Нефть — вниз в среднем на 4%. Доллар — вверх примерно так же. Торги на российской ММВБ в этом смысле — продолжение мировой тенденции. По отношению к национальной валюте и доллар, и евро — уже утром дали плюс два рубля с лишним. К вечеру отыгрывают обратно. Реакция на переговоры в столице Катара стран-лидеров нефтедобычи. Еще накануне казалось, что ситуацию переломят. Не получилось. Российский министр энергетики Новак, впрочем, не склонен драматизировать. "Я считаю, что это не несет никаких последствий для Российской Федерации. Почему? Потому что наши компании продолжают с довольно высокой конкурентоспособностью работать на рынке. Мы считаем, что, в принципе, рыночная ситуация должна выровнять баланс спроса и предложения", — уверен он.

Переговоры продолжались без малого 14 часов. Настолько закрытые, что появление любой делегации в холле — мгновенный ажиотаж. А ведь до встречи 18 стран (11 участниц ОПЕК, нет только Ливии и Ирана, еще семь — в ОПЕК не входящие, но играющие на нефтяном рынке ключевую роль, как, например, Россия — все вместе добывают едва ли не три четверти всей нефти в мире) заявляли: "заморозка" добычи до октября — то, о чем жизненно необходимо договориться. Именно сейчас. Когда уровень добычи черного золота превысил реальную потребность и рикошетом обрушил на него цены и инвестиции в отрасль. Инвестиции — на нуле.

В Кувейте шесть тысяч нефтяников как раз сегодня объявили бессрочную забастовку — нет денег на зарплату. И вроде бы единая позиция экспортеров — добычу притормозить. Еще в середине февраля министры Катара, Венесуэлы, Саудовской Аравии и России — впервые обсудили такую возможность. И даже резолюция была согласована в деталях. Но саудовская делегация в последний момент дает "заднюю", и просит документ — переписать.

"Саудовская Аравия просто не желала увидеть в новой организации себя вместе с Россией на равных. То есть она в ОПЕК всегда доминировала. А здесь получается, что нужно было делиться этим управлением с Россией. Я думаю, что вот это их и подвело. И рациональность им отказала", — считает руководитель Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Свой разворот Эр-Рияд объяснил отсутствием на конференции Тегерана — члена ОПЕК. Иран, как известно, заявил, что снизить объемы экспорта готов лишь после того, как доведет свои показатели до 4 миллионов досанкционных баррелей в сутки. Красная тряпка для привыкших играть в регионе первую скрипку саудитов. И не важно, что собственный бюджет — по швам.

"Саудовская Аравия сейчас находится в клинче серьёзных противодействий с Ираном по Ираку, по Сирии. Очень недовольны ситуацией Хезболлой в Ливане, — объясняет руководитель Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров. — Антииранские настроения очень высокие. И саудиты небезосновательно опасаются, что Иран наращивает добычу нефти".

Саудовский демарш о необходимости подписания соглашения всеми участниками ОПЕК — изначально невыполним. И дело не только в Иране. Ливия вряд ли способна отвечать за свою подпись — погрязла в междоусобных войнах. Разочарования не скрывают в Венесуэле, Нигерии... Ее министр нефти Качикву настаивает: организации нужна трансформация. Чтобы решения принимались большинством голосов, а не так, как сегодня — один против, а страдают — все. Впрочем, ниже 40 долларов баррель пока не опустился. И рано или поздно бочонок отыграет вверх.

"Если мы все-таки считаем, что на рынке действуют не только спекулянты, но и фундаментальные факторы, цена будет восстанавливаться. Потому что многие производители нефти не могут добывать нефть при цене тридцать долларов за баррель. Ну, это объективная ситуация на рынке", — говорит Константин Симонов.

Российские нефтяники уже заявили: Москва показала, что готова сотрудничать с другими участниками рынка по его восстановлению, что само по себе хороший сигнал. Ну, а в июне представители ОПЕК снова соберутся в Вене. Свою договороспособность персидские монархии, впрочем, уже показали.