Примерка корабля "Федерация"

В РКК "Энергия" новобранцы звёздного отряда осваивают новый пилотируемый корабль. У космонавтов это называется "примеркой". Корабль, получивший название "Федерация", будет стартовать на ракете-носителе "Ангара" с космодрома Восточный.

В РКК "Энергия" новобранцы звёздного отряда осваивают новый пилотируемый корабль. У космонавтов это называется "примеркой". Корабль, получивший название "Федерация", будет стартовать на ракете-носителе "Ангара" с космодрома Восточный, где под "Ангару" вскоре начнется сооружение автоматизированной стартовой площадки.

Анна Кикина, Пётр Дубров и Дмитрий Петелин, новобранцы звёздного отряда, осваивают новый пилотируемый корабль "Федерация". Пока это не лётный экземпляр, а, скорее, концепт, но конструкторы РКК "Энергия" уверяют, до демонстрации оригинала осталось не так уж и долго.

Внутри свободно разместились три космонавта и конструктор корабля Марк Серов. Корабль "Федерация" гораздо больше "Союза". В зависимости от задач экипаж может быть от 4 до 6 человек. Выдвижные панели управления, сенсорные экраны…почти как в фантастических фильмах. Космонавты должны не только протестировать эргономику корабля, но и отработать стыковку с орбитальной станцией.

Еще одно новшество — специальные кресла пилотов. Космонавты уже не будут приземляться в ложементах, которые отливаются индивидуально для каждого. Кресла в новом корабле универсальные, подгоняются под любую фигуру, мужскую и женскую, оснащены специальными системами мягкой посадки.

Марк Серов, начальник лётно-испытательного отдела РКК "Энергия", поясняет: "Кресло само по себе уникально. Массивные стойки, имитация амортизаторов. Кресло имеет возможность "ходить" в поперечном направлении. Может ездить и продольно. То есть гасит и поперечные и продольные перегрузки. А за счет спецкреплений еще и боковые".

Новый корабль начали разрабатывать ещё в начале 2000-х. Раньше у него было техническое название — перспективная пилотируемая транспортная система. Недавно получил имя собственное – "Федерация". Сегодня главная цель для "Федерации" — лунные полёты. По маршруту Земля-Луна новый многоразовый корабль сможет выполнять до 10 рейсов.

Марк Серов уверен: "Луна — седьмой континент, и его с нами или без нас будут осваивать. И вопрос стоит так: мы будем в этом освоении участвовать или нет. Здесь прямые аналогии с арктическими и антарктическими исследованиями. Если вы участвуете в исследованиях Антарктиды, значит, вы можете претендовать, на жаргонном слове, на "дележку" ресурсов этого континента".

Здесь всё новое: композитные материалы и теплозащита. И, конечно, новая форма корпуса, в виде колокола. Выбрана неслучайно. Это даёт кораблю больше возможностей для маневрирования при спуске с орбиты. И главное, корабль не будет испытывать удара о землю, а садиться на специальные стойки, наподобие шасси.

Под головным обтекателем ракеты-носителя "Ангара" размещают полезную нагрузку, в том числе и пилотируемые корабли. Именно "Ангара" станет для "Федерации" ракетой-носителем. С космодрома Плесецк стартовало уже две "Ангары". Успешно. Однако, для серийного производства пока маловато, нужна статистика безупречных запусков. И только потом новой ракете доверят пилотируемый корабль.

Геннадий Клеймёнов, Главный конструктор по РН "Ангара" ГКНПЦ им. М.В.Хруничева, рассказал: "Ангара" – это совершенно новое изделие, которое имеет современный интерфейс, взаимодействие со стартовым оборудованием, с наземными системами. Это полностью цифровая ракета-носитель, которая использует самые современные технологии, включая оптико-волоконную связь".

На "Ангару" у стартовиков большие надежды. Ракета экологически чистая. Состоит из универсальных самостоятельных модулей. В зависимости от нагрузки, маленький спутник или лунный корабль, из модулей можно составлять легкую, либо тяжелую "Ангару".

Новая ракета, новый корабль будут стартовать с нового космодрома Восточный. После запуска "Союза", на Восточном начнется второй этап — сооружение стартовой площадки под "Ангару". Это будет старт–робот. Конструкторы постарались внедрить как можно больше автоматики, чтобы минимизировать работу людей на площадке.

Алексей Богомолов, Главный конструктор НИИ стартовых комплексов им. В.П.Бармина, показал: "Все работы, которые связаны с заправкой компонентами топлива, с предстартовой подготовкой, проводятся в автоматическом режиме, без присутствия человека вблизи ракеты".
Как и для "Союза" на Восточном построят мобильную башню обслуживания и для пилотируемой "Ангары". Внутри — специальные помещения боевого расчета и "чистые"» комнаты для звездного экипажа. Своеобразный дом на колесах.

Первая "примерка" нового корабля завершена. Сюда, в РКК "Энергия" космонавты приедут еще не раз. Они молоды, в отряде космонавтов недавно, а "Федерация" — это их будущее.

Пётр Дубров, космонавт-испытатель отряда космонавтов Роскосмоса, поделился: "Новый корабль кардинально отличается от "Союза". Очень мало аналогий можно провести со старым кораблём. Полностью переделанная система управления. Разрабатывается эргономика. Совершенно новые ложементы, пульты управления. Это будет совершенно новый уникальный аппарат".

Анна Кикина, космонавт-испытатель отряда космонавтов Роскосмоса, уверена: "Сначала МКС, потом орбита Луны, потом — Луна, а потом — жизнь покажет…"

Первый пилотируемый старт на новом корабле, на новой ракете с нового космодрома Восточный -  через 7 лет. А потом и старт к Луне, возможно, с этим экипажем.