В руинах Пальмиры игиловцы оставили ящики от американских боеприпасов

Россия продолжает свою благородную миссию в Сирии. Так, 21 апреля начальник Инженерных войск Вооруженных сил России Юрий Ставицкий по видеосвязи доложил президенту Владимиру Путину о завершении разминирования исторической части сирийской Пальмиры. Это 234 гектара.

Автор: Дмитрий Киселёв

Россия продолжает свою благородную миссию в Сирии. Так, 21 апреля начальник Инженерных войск Вооруженных сил России Юрий Ставицкий по видеосвязи доложил президенту Владимиру Путину о завершении разминирования исторической части сирийской Пальмиры. Это 234 гектара.

Город был освобожден в конце марта сирийской армией при поддержке российских Воздушно-космических сил. Как только террористов там пожгли и выперли, к поиску оставленных взрывных устройств приступили российские саперы.

"Проведена очень большая работа по обезвреживанию мин, фугасов, других взрывных устройств именно исторической части. Но предстоит еще немало сделать по разминированию инженерных сооружений, жилой части города. Прошу вас доложить, в каком состоянии находятся работы, что сделано и что планируется в ближайшее время", — сказал глава государства.

"Задачи по разминированию архитектурно-исторической части Пальмиры выполнены в полном объеме. Подразделения Инженерных войск приступили к разминированию жилой части Пальмиры и аэропорта, — заявил Юрий Ставицкий. — Предстоит очистить 560 гектар городской застройки. Работа осложняется большим количеством мин-ловушек, оставленных боевиками. Развернут и приступил к работе полевой госпиталь, завершено строительство городка для обеспечения работой оценочной и реставрационной групп ЮНЕСКО. Оказывается содействие инженерным подразделениям сирийских Вооруженных сил в разминировании города Эль-Каретьэн и налаживании в нем мирной жизни".

"Сколько там личного состава?" — поинтересовался Путин. "Привлекается к разминированию 98 военнослужащих. Личный состав готов выполнить все ваши указания, товарищ верховный главнокомандующий", — ответил Ставицкий. "Передайте благодарность всему личному составу и офицерам, рядовым, службам обеспечения. Спасибо большое. Желаю вам удачи", — поблагодарил президент.

Автор: Дмитрий Петров

Саперы Международного противоминного центра Вооруженных сил проводят инженерную разведку на "третьей центральной авеню", как следует из классификации сирийских археологов. Все, что осталось от древнего дворца погребений, — южная колоннада и руины цоколя.

Продвигаются саперы особым порядком. Каждый боковым зрением должен видеть соседа, чтобы в случае чего подстраховать или помочь. При обнаружении взрывоопасного предмета выставляется флажок.

"Необходимо полагаться не только на приборы, но и на личный профессионализм, на органы зрения и слух, потому что необходимо посмотреть, что находится под каждым камешком, под каждым кустиком, так как здесь в скором времени будут люди", — пояснил Роман Круподеров, заместитель начальника Международного противоминного центра ВС РФ по работе с личным составом.

Полковник имеет в виду и экспертов ЮНЕСКО, которые должны будут оценить причиненный террористами ущерб, и туристов, которые, несомненно, снова поедут в Пальмиру, как только окончательно стихнут артиллерийские залпы и враждующие стороны заключат перемирие. Но это впереди. А пока российские саперы подводят промежуточные итоги и анализируют результаты.

"В исторической части был обнаружен радиоуправляемый фугас на аккумуляторе. Было два 120-килограммовых баллона. Фугас был заложен в одной из башен", — рассказал Алексей Макаренко, командир группы отряда разминирования.

На вопрос, стоит ли считать игиловских подрывников серьезными противниками, Макаренко отвечает: "Врага никогда нельзя недооценивать. Это будет самая главная ошибка".

Где-то выручал универсальный робот-сапер "Уран-6". С поиском сигнальных кабелей отменно справлялись переносные искатели проводных линий. Но основная работа была проделана старыми проверенными индукционными миноискателями и, конечно, руками. Три тысячи взрывоопасных предметов были найдены, вывезены в пустыню и уничтожены. А вот на территории памятника не был взорван ни один фугас. Ювелирная работа!

Если историческая часть Пальмиры в ходе контрнаступления сирийской армии почти не пострадала, то по жилым кварталам Тадмора, где и окопались террористы, пришлось наносить сосредоточенные массированные удары. Игиловцы создали здесь настоящий укрепрайон — стена бетона. И чтобы их выбить, сирийские артиллеристы применяли все виды орудий.

Без штурма ничего бы не вышло. Игиловцы удерживали бы город и дальше. Но они, скорее всего, понимали, что их выбьют. И готовились к этому. Начиняли город взрывчаткой. И теперь нашим саперам приходится доставать эти закладки, продвигаясь в иных местах буквально мелкими шагами.

Пустой ящик из-под патронов. Военные инженеры подсказывают: это боеприпасы американского производства — поставлялись боевым отрядам ИГИЛ. Вдруг командир приказывает всем остановиться. В одном из подъездов нашли мину-ловушку. И так — каждые десять минут. Над городом — как будто раскаты грома. Удивительно, пока здесь гремят взрывы, но на соседней улице в это самое время кипит жизнь, хотя точнее было бы сказать — закипает.

Очередь из автомобилей — это те семьи, которые бежали в свое время из Тадмора, но сейчас вернулись. И кому-то из них повезло обнаружить свою утварь в целости и сохранности. Но дома, конечно, разбиты. Люди забирают все свое имущество и увозят туда, где они находятся на временном пристанище, — в город Хомс.

"Наш дом полностью разрушен, только кое-что из мебели уцелело. Заберем с собой. Мы думали вернуться, но террористы из ИГИЛ (запрещена в РФ)уничтожили все, что у нас было. Нам пока негде жить. Но спасибо России и сирийской армии за то, что освободили город", — сказал один из жителей Тадмора.

Скорее всего, многие из них снова приедут уже через пару недель, когда российские саперы закончат работу в их квартале. И приедут уже навсегда. Но самыми первыми, кто вернулся домой, с полным правом можно считать дорожных рабочих.

На огромном пустыре между древним городом и новым сирийские строители возводят городок, который совсем скоро заселят военные инженеры и военные медики из России. Здесь разместятся помещения для личного состава, медицинский блок, штаб и инженерные службы.

На жилых блоках пока нет никакой маркировки. Но можно не сомневаться, что часть из них предназначена для размещения тех самых специалистов оценочной и реставрационной группы ЮНЕСКО, которые должны вот-вот приступить к работе.