Медведев: конвертные зарплаты никому не нужны

19 апреля премьер-министр России Дмитрий Медведев выступил в Госдуме с ежегодным отчетом о работе правительства.

19 апреля премьер-министр России Дмитрий Медведев выступил в Госдуме с ежегодным отчетом о работе правительства. Несмотря на низкие цены на нефть, санкции Запада, ограничение доступа к кредитным ресурсам, общемировой экономический кризис, российская экономика выстояла и продолжает развиваться, меняя свою структуру. Социальные обязательства государство исполняет в полном объеме.

Это был непростой разговор, к которому готовились и премьер, и весь кабинет, один за другим торопясь по думским коридорам в специальную ложу. Ежегодный отчет перед депутатами в этом году — еще и своеобразный итог пятилетней совместной работы правительства и парламента. Время, на которое выпали едва ли не самые тяжелые экономические испытания. Случись это в 90-е — говорит Медведев — Россия такое просто не пережила, а сегодня даже развивается.

"Да, не так быстро, да, с проблемами, но нас никто на колени не поставил. Мы не стоим, как некоторые государства, с протянутой рукой или как мы стояли в 90-е годы, и не ждём, когда к нам в страну приедет руководитель МВФ, чтобы попросить какое-то количество денег, а иначе бюджет не сойдется. У нас и так все сходится", — заявил Дмитрий Медведев.

Что сходится, объяснили в Минэкономразвития. Проект макропрогноза не только на 2016 год, но и на следующую за ним трехлетку. Правительство снова возвращается к долгосрочному планированию, расписывая три сценария, где в основном — базовом — ждет рост ВВП уже в 2017 году, а еще реальных зарплат и доходов. При этом цена нефти закладывается на уровне 40 долларов за баррель. И укрепляющийся рубль. Замедление инфляции по сравнению с прошлым годом — в три раза.

А ведь еще недавно казалось: придется пересматривать бюджет на этот год. Не станут, объяснил депутатам Медведев, формулируя главный принцип, на который и будет ориентироваться кабинет: "Реформы за счет людей проводить не будем".

Эти слова Медведева едва ли не повторяют посыл президента, что прозвучал во время "Прямой линии", где едва ли не самым острым моментом того большого разговора Путина со страной стала ситуация на острове Шикотан. Сотни сотрудников рыбокомбината оказались фактически в рабстве у работодателя — без зарплат и человеческих условий.

"Все эти предприятия незамедлительно были проверены, задолженности погашены. По Сахалинской области выезжала соответствующая комиссия. Она продолжает работать", — сказал министр труда и социальной защиты Максим Топилин.

Уже возбуждены уголовные дела, арестован директор комбината, с сотрудниками наконец рассчитались. Перед Минтруда поставлена задача: проконтролировать, а что с задержками зарплат по всей стране. Из пяти направлений, что правительство объявляет приоритетом развития, главным, конечно, остается социальная сфера.

"Обязательно в следующем году вернемся к обсуждению вопроса о том, каким образом индексировать пенсию. Будем исходить из того, что индексация должна быть в полном объеме. Принято решение о выплатах за счет материнского капитала в размере 25 тысяч рублей. Это будет адресной поддержкой многодетным семьям. Мы сохраним это на текущий год", — заверил Медведев.

Повышение минимального размера оплаты труда — в июле еще на 20%. Задача непростая — говорит Медведев — но будем решать. Продолжение программы по обеспечению жильем. Ипотеку с господдержкой, на которую уже выделили 19 миллиардов, продлят до следующего года. В правительстве обещают взять под контроль ситуацию с лекарствами. Этот вопрос поднимался и на "Прямой линии" с президентом. Медведев говорит, что дешевый ассортимент не исчезнет. Однако именно к социальной политике — больше всего претензий у оппозиции.

"Министр экономики из месяца в месяц в публичном пространстве оценивает состояние нашей экономики такими поразительными метафорами, как "дно", "край", "нижняя полочка". Давно пора действовать! Инфляция снизилась, потому что у людей кончились деньги и они просто перестают что-либо покупать. В таком случае можно вообще перестать им платить, тогда инфляция упадет до нуля", — сказал Сергей Миронов, руководитель "Справедливой России".

"Без экономического суверенитета и того, чтобы диктовал позицию рубль, а не доллар, мы никуда не вылезем, мы не печатаем доллары. Эта Баба Яга уже всех изнасиловала в нашей стране. Самая большая беда нашего правительства — у нас нет единого правительства. Есть три фракции — государственников-патриотов, фракция торгово-спекулятивная и молчаливо послушная. Но самое трагичное — у нас доля иностранного капитала в базовых отраслях уже стала такой, которая была перед Первой мировой войной", — возмущен Геннадий Зюганов, глава КПРФ.

"Спасибо большое, что раскрыли мне три фракции в правительстве. Значит, будем с фракционерами бороться. Это очевидно. Потому что фракция — опасная история. Правительство должно быть монолитным. По поводу иностранного капитала в промышленности и его увеличении. Я как раз хотел сказать обратное. У нас, к сожалению, сейчас в промышленности отток иностранного капитала. Мы-то заинтересованы в том, чтобы инвестиции к нам попадали", — отметил Дмитрий Медведев.

Чтобы заинтересовать инвесторов, создаются территории опережающего развития. Субсидии и госгарантии уже оздоровили целые отрасли. Рост производства в 2015 году: химпром — 6,5%; машиностроение — 10%; сельское хозяйство — 3%; пищевая промышленность — 2%. Результат политики импортозамещения. Теперь кормить можем не только себя, но и отправлять на экспорт! А депутаты предлагают свои рецепты оздоровления казны.

"Монополии! Уже сто раз говорили: алкоголь, табак, сахар! Потребляемые каждый день продукты питания. Не хотим! Царь хотел, советская власть хотела. 20-30% бюджета. Сейчас — 3%, а то и меньше. Почему этого не делается? Сильна алкогольная мафия", — рассказал глава ЛДПР Владимир Жириновский.

В правящей партии есть вопросы к Минэкономики. В регионах жалуются: чем лучше работаешь и больше инвестиций привлекаешь, тем — как ни странно — больше проблем себе же и создаешь.

"Вместо того чтобы стимулировать развитие, стимулируется иждивенчество. Дмитрий Анатольевич, до вас, до Владимира Владимировича губернаторам порой достучаться проще, нежели быть услышанным финансово-экономическим блоком", — сказал зампред Госдумы Сергей Неверов.

В плане действия экономики на 2016 год — сообщил премьер — правительство закладывает деньги на пять отраслей: автомобилестроение, транспортное и сельхозмашиностроение, легкую промышленность, жилищное строительство. По ним уже утверждены спецпрограммы. Отдельный упор — на поддержку предпринимателей.

"Налоги увеличивать до 2018 года мы не планируем. Никому не нужно возвращение конвертных зарплат и увеличение оттока денег за рубеж", — уверен Медведев.

Очевидно, что правительству придется учитывать и итоги "Прямой линии" с президентом. Список поручений готов. Там и про лекарства, и про зарплаты, и про дороги. Региональные дорожные фонды будут пополнять за счет акцизов на топливо. Губернаторы обязаны тратить деньги строго по назначению.

"Был подготовлен законопроект по внесению поправок в бюджетный Кодекс, в соответствии с которым с объема средств, получаемых в этом году за счет увеличения акцизов, порядка 40 миллиардов будут направлены на поддержание дорожных фондов", — сказал министр транспорта Максим Соколов.

Еще 34 миллиарда рублей на региональные магистрали на следующий год кабинет уже нашел.

В правительстве не питают иллюзий: чтобы проводить эффективные реформы, нужно менять саму экономику. И тут недостаточно просто оперативно реагировать на отдельные вызовы — нужен комплекс. "Страна научились экономить" — это слова премьера. Но шоковая терапия, как и спешка, хороша лишь в одном известном случае. Отсюда — сбалансированность и выверенность каждого шага. Те, что делает кабинет сегодня, как раз и позволяют ему строить оптимистичный прогноз.