Олег Матыцин: готовится федеральная программа строительства спортивных сооружений в вузах

Президент Российского студенческого спортивного союза Олег Васильевич Матыцин – о подготовке спортивного резерва в нашей стране, значимости студенческих соревнований, а также о правилах в жизни и спорте.

Президент Российского студенческого спортивного союза Олег Васильевич Матыцин – о подготовке спортивного резерва в нашей стране, значимости студенческих соревнований, а также о правилах в жизни и спорте.

- Государство очень внимательно относится к вопросу о подготовке спортивного резерва России. Министерство спорта, Федеральный центр подготовки резерва, Российский студенческий спортивный союз — все мы активно поддерживаем молодых атлетов. Ведь эти люди — будущее нашей страны. Они являются потенциальными кандидатами в сборные команды, от них зависит, насколько успешным будет выступление России на Олимпийских играх и Чемпионатах мира. От того, насколько внимательно мы будем относиться к нашей молодёжи, какие создадим условия, чтобы они были успешными и почувствовали заботу государства (доступные спортивные залы, доступное участие в соревнованиях), настолько достойными членами общества они будут.

Сегодня Министерство спорта создаёт хорошие условия для подготовки спортивного резерва не только в больших городах, но и в регионах. Мы понимаем, что основное количество талантливых детей рождается не в больших городах, плюс там же работает много талантливых руководителей и организаторов. Так что наша государственная политика направлена на более или менее сбалансированное развитие регионов, создание новых центров подготовки резерва и предоставления возможности ребятам заниматься спортом и быть включёнными в орбиту резерва, чтобы в дальнейшем уже представлять интересы страны в качестве членов национальных сборных команд.

- Насколько студенты задействованы в программе подготовки спортивного резерва? Планируется ли расширять взаимодействия со студенческим спортом в рамках подготовки резерва?

- Система студенческого спорта состоит из двух равнозначимых направлений деятельности. Первое, которое не относится к подготовке резерва – это массовый спорт. Его задача вовлечь как можно больше студентов в занятия физической культурой и спортом. Ведь спорт сам по себе является уникальным средством сбалансированного развития организма. Как бы человек ни был интеллектуально одарён, какое бы образование он ни получал, но если он не будет здоровым, то у него всегда будут некоторые ограничения в реализации своих знаний, своего образования.

Второе направление — это как раз формирование резерва сборных команд. Благодаря совместной деятельности с Министерством спорта за последнее время внесены существенные положительные коррективы в единую всероссийскую спортивную классификацию. Теперь по результатам студенческих соревнований ребятам могут присваиваться спортивные разряды и звания. Также возросло значение результатов участия во Всероссийских и Всемирных Универсиадах. По статистике порядка 60% участников Олимпийских игр – это студенты.

Поэтому пока спортсмены ещё не стали членами сборных команд, университетский спорт является оптимальной платформой для того, чтобы продемонстрировать свои возможности и доказать, что ты имеешь право попасть в элиту спорта. Сами ребята отмечают, что важно почувствовать атмосферу. По сути ведь Универсиада моделирует атмосферу Олимпийских игр. Может быть, с меньшей политизированностью, напряжением, прессом необходимости завоевания медалей, но сам дух и уровень квалификации участвующих спортсменов позволяет говорить о том, что это очень важный этап формирования спортсмена.

Президент России тоже уделяет студенческому спорту большое внимание. Мы знаем, что по итогам Универсиад Президент приглашает победителей и призёров на приём, подчёркивая значимость будущего этих ребят. Так что студенческий спорт, без сомнений, очень важная часть подготовки спортивного резерва.

- Какие совместные проекты с Министерством спорта и Федеральным Центром подготовки спортивного резерва существуют на сегодняшний день?

- Проектов несколько. Во-первых, я хочу напомнить о Всероссийских Универсиадах, которые мы проводим с 2008 года.

Также важное направление, которое мы реализуем совместно с Министерством спорта и Министерством образования, – это формирование единого плана мероприятий, который позволит понять иерархию всех соревнований. Это очень важно для университетов, так как существует много мероприятий, и ректор не всегда понимает, куда им нужно направлять команду.

Ещё я уверен, что большое будущее у таких проектов как студенческие лиги. Наиболее известная – баскетбольная лига. Она явилась успешным пилотным проектом, и сейчас уже не менее успешно развивается студенческая волейбольная лига, планируется создание хоккейной. В апреле должен состояться Совет при Президенте по развитию физической культуры и спорта, и там будет рассматриваться тема развития хоккея, а частности студенческого.

- Насколько самобытно развивается Россия в области подготовки спортивного резерва и организации студенческих соревнований?

- В разных странах разное отношение к системе построения студенческого спорта. Безусловно, советская, а теперь уже российская модель в большей мере нацелена на использование платформы студенческого спорта для подготовки резерва. Есть страны, для которых студенческий спорт (как и школьный) является организацией соревнований массового характера.

Мы знаем, что советские и российские спортсмены всегда были и продолжают оставаться лидерами всемирных Универсиад, а значит, наша модель успешна.

Система студенческого спорта и государственная поддержка в России отмечается и международным, и европейским спортивным сообществом. В прошлом году Российский студенческий спортивный союз был признан лучшей студенческой спортивной федерацией Европы и мира. И это благодаря высокому уровню организации соревнований в нашей стране, большому количеству спортсменов, и, конечно, благодаря результатам российских спортсменов, которые достойны уважения.

Да, мы изучаем опыт и китайской модели организации развития спорта, и американской, и польской. Но я сторонник того, что нужно чтить традиции, изучать передовой опыт, но в итоге находить свою модель. И сегодня Россия, на мой взгляд, в авангарде студенческого движения. Именно поэтому мы блестяще провели летнюю Универсиаду в Казани, а сейчас нам доверили зимнюю Универсиаду в Красноярске в 2019 году. Это значимые факторы для развития студенческого спорта в Российской Федерации.

Конечно, во многом развитие связано со строительством спортивных сооружений. Можно сколько угодно призывать студентов заниматься спортом, но если у вузов не будет площадок, стадионов и бассейнов, то все призывы останутся призывами. Сейчас речь идёт о том, чтобы сделать федеральную программу строительства спортивных сооружений в вузах. Надеюсь, что она будет реализована, тогда у нашего студенчества появится больше возможностей вести спортивный образ жизни.

- Что даёт спорт молодёжи? Почему необходимо заниматься физической культурой и вести здоровый образ жизни?

- Если человек занимается спортом, то он формирует определённую модель поведения. Я рассматриваю спорт как модель жизни. В спорте мы учимся тем принципам, которые помогают формированию личности. Главное, что даёт спорт – это умение играть по правилам. Люди могут говорить на разных языках, принадлежать разным конфессиям и иметь разные культурные традиции, но они приходят на одну площадку и учатся уважать правила. Несмотря на свои внутренние убеждения и какие-либо предпочтения ты говоришь: "Я член спортивного сообщества, я уважаю его правила и играю по ним: я уважаю соперника, уважаю судью, своего тренера". Человек проходит школу падений, желаний, мотивации, реализации себя. Спорт также учит играть в команде, а жизнь – тоже командный вид спорта. Каким бы сильным ты ни был, если у тебя нет навыка коммуникации и ты не умеешь понимать партнёра, то вряд ли ты будешь успешным в жизни. Я уверен, что спорт — это самое уникальное средство воспитания и образования. Мы должны помнить об этом и использовать его во благо будущего наших детей.