Александр Карлин: ни один ипотечный заемщик на улице не оказался

Губернатор Алтайского края Александр Карлин в интервью "Вестям" рассказал о социально-экономическом развитии региона в условиях глобального кризиса.

Губернатор Алтайского края Александр Карлин в интервью "Вестям" рассказал о социально-экономическом развитии региона в условиях глобального кризиса.

- Александр Богданович, здравствуйте. Очень хотелось вас поблагодарить, что пришли к нам в студию, и конечно же поговорить о вашем крае. Насколько Алтайский край был готов к кризису?

- Наверное, был готов примерно в такой же степени, как были готовы другие регионы России. Сегодня мы констатируем, что финансово-экономический кризис у нас в регионе проявляется во всей своей красе – в кавычках, конечно, сказано.

- А что именно, какие проблемы испытывает регион?

- Проблемы в первую очередь возникли у нашего машиностроения. Существенным образом снизились объемы продаж, поскольку снизилось потребление машиностроительной продукции. Речь идет о предприятиях транспортного машиностроения. В первую очередь это наше крупнейшее предприятие, один из основных налогоплательщиков акционерное общество "Алтайвагон". Общая ситуация с сокращением потребления на внешних рынках продукции российских предприятий очень существенно сказалась на нашем базовом предприятии, основном налогоплательщике в Алтайском крае это "Алтай-кокс". Дело в том, что значительная часть объемов производства алтайского кокса шла на экспорт, в частности в Украину, в другие государства, и в силу известных проблем в металлургическом комплексе произошло существенное сокращение поставок на экспорт – и отсюда сокращение объемов производства со всеми вытекающими отсюда следствиями.

- Насколько мне известно, еще пострадало предприятие "Алтайский трактор". Завод заявляет о сокращении около 3 тысяч человек. Это действительно так? Если да, то каким образом власти решают данные проблемы?

- Скажем, заявления, которые сделаны руководителями и собственниками этого предприятия, носят упреждающий характер. На самом деле мы надеемся, что такого массового сокращения производства и соответственно увольнения работников этого предприятия не произойдет. Дело в том, что примерно год назад это предприятие прошло через сложную процедуру оздоровления, банкротства. Это позволило практически свести к нулю задолженности по заработной плате, соответственно сокращены были и задолженности бюджета всех уровней. И сегодня предприятие занимается активным поиском покупателей своей продукции. В первую очередь это не только сельхозпредприятия российские, но и покупатели в Центральной Азии: в Туркменистане, в Узбекистане, в Таджикистане, где продукция алтайских тракторостроителей традиционно пользовалась спросом.

- Еще такой вопрос: есть в Алтайском крае градообразующее предприятие "Бурлинский солепромысел", там, говорят, тоже большие проблемы на предприятии, и людям фактически негде работать.

- Это небольшой поселок. Он расположен в непосредственной близости от города Славгорода. Да, есть там такое предприятие. Это предприятие, находящееся в федеральной собственности, оно не находится под управлением наших региональных властей. Сейчас ведется работа по тому, чтобы лицензию на освоение Бурлинского месторождения поваренной соли получило предприятие, которое было бы реально в состоянии организовать производство и обеспечить занятость людей. Мы с Федеральным агентством по недропользованию сейчас активно в этом направлении работаем, чтобы это предприятие реально функционировало и соответственно несколько сот рабочих мест, которые оно способно создать, имелись. Вы выбрали, собственно, две самые больные темы из всей экономики Алтайского края. Я возвращаюсь к нашим крупнейшим предприятиям: должен сказать, что, например, по "Алтай-коксу" не допущено сокращение ни одного рабочего места, несмотря на то, что объемы производства, особенно в декабре-январе существенным образом были сокращены, наверное, почти на половину или даже больше. Сейчас эти объемы постепенно наращиваются. У нас существует уже несколько лет трехстороннее соглашение о сотрудничестве между администрацией Алтайского края, основным собственником "Алтай-кокса" и самим акционерным обществом "Алтай-кокс". И вот это соглашение предполагает такой уровень взаимосотрудничества и помощи, который нас в известном смысле охраняет от скоропалительных решений, например, по сокращению рабочих мест. И "Алтай-кокс" сумел наиболее острую фазу кризиса пройти за счет применения более гибких графиков организации работы. Например, пойти на сокращенную рабочую неделю, на сокращенный рабочий день, не теряя персонала. И это в интересах самого предприятия, потому что персонал – это характеристика жизненно необходимая для всякого более-менее стоящего производства, потому что так просто сегодня людей выставить за ворота, а завтра получить квалифицированный персонал не получается. Очень большие потери при этом несет экономика производства. И в данном случае я считаю, что был избран оптимальный вариант, когда и производство сохранено, и рабочие места тоже. И это позволяет сейчас предприятию постепенно наращивать обороты и выходить из кризиса. Примерно такая же модель взаимодействия через трехстороннее соглашение у нас и с "Алтайвагоном". Там другой собственник – Сибирский деловой союз. По "Алтай-коксу" – Новолипецкий металлургический комбинат, собственник "Алтай-кокса". Более того, уже после начала кризиса в Рубцовске было открыто новое производство "Алтайвагона" – так называемого крупного литья. Это уникальное производство, построенное по современным новейшим технологиям. Оборудование итальянского, германского производства. И что самое главное – ощущается острый дефицит в стране такого рода продукции. Это производство запущено.

- Хорошо, это замечательно. Но только, я так понимаю, на это оборудование брались кредитные деньги. Сейчас предприятие должно выплачивать кредиты, и скорее всего даже в иностранной валюте. Вот что связано с кризисом и с тем, что все-таки курс национальной валюты немножко просел по отношению к европейской валюте, к доллару. А может быть вы сейчас оказываете какую-то поддержку предприятиям, кто имеет подобные иностранные кредиты?

- Мы этот проект, например, по "Алтайвагону", реализовывали с нашим участием. Мы на себя брали часть кредитной нагрузки через субсидирование двух третей ставки рефинансирования Центробанка. То есть, этот заем для предприятия был более дешевым по сравнению с теми кредитами, которыми пользовались предприятия, не находящиеся в режиме такой инвестиционной поддержки со стороны регионального бюджета. Мы в этом смысле продолжаем сотрудничество с предприятием и оказываем ему поддержку по тем кредитам, которые оно сейчас вынуждено выплачивать.

- Возвращаясь к тем способам сохранения рабочих мест – сокращению рабочей недели, может быть, часов работы: все равно приходят сообщения – по данным Барнаульского центра занятости, с марта число безработных в Алтайском крае еженедельно возрастало на 2-2,5 тысячи человек. У вас есть информация, сколько всего уволенных людей, и действительно ли подтверждаются эти данные?

- Если весь прошедший год мы имели стабильные сокращения числа безработных в регионе, то начиная с ноября мы получили противоположную динамику, когда напряжение на рынке труда возрастает. Если вы хотите точные цифры, то по самым свежим данным нашей службы занятости сейчас 59 300 безработных. Много это или мало? Конечно же, много. Но на эту же дату прошлого года было в крае немногим более 61 тысячи безработных. Иными словами – да, положение серьезное, тем не менее оно несколько легче, чем было год назад, потому что Алтайский край традиционно на протяжении последних десятка лет был лидером по безработице не только в Сибирском округе, но и, наверное, занимал одно из первых мест в России. Это связано со структурой экономики, населения Алтайского края, это ни для кого не секрет – почти половина населения проживает в сельской местности. Соответственно высока доля занятости в аграрном секторе. Мы в числе первых регионов России вышли на формат принятия программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда. Мы в числе первых, а именно 9 февраля подписали соглашение с Федеральной службой по труду и занятости. Мы в общей сложности получаем возможность привлечь из федерального бюджета для решения вот этих наиболее острых проблем около 750 миллионов средств, плюс 39 миллионов выделили из собственного бюджета. Сейчас эта программа уже реально работает в крае, она запущена.

- Теперь хочется поговорить про строительную отрасль, которая первая, наверное, пострадала от кризиса. Что происходит в Алтайском крае?

- Если говорить о жилищном строительстве, то в прошлом году мы обеспечивали погоду – рост объемов жилищного строительства, правда, небольшой, около 5% против уровня 7-го года, 631 тысячу квадратных метров жилья сдали в Алтайском крае наши строители в прошлом году. В этом году мы в первый квартал удержали ситуацию под контролем. Более того, по жилью 112%, это примерно 150 тысяч квадратных метров. Для Алтайского края, где доля сельского жилищного строительства велика и в силу известных причин сезонного характера ведения этой отрасли, основная сдача будет осенью и в конце года, потому что в сельской местности строят начиная с весны очень активно.

- А что касается ипотеки? Ведь есть люди, которые взяли ипотеку еще до кризиса, как они справляются со своей, можно сказать, бедой? И более того, если они потеряли работу, им вообще нечем платить.

- Для Алтайского края эта тема весьма актуальна. Мы по объемам ипотечного жилищного кредитования были в числе лидеров в России. Ну достаточно сказать, что в 7-м году в формате жилищной ипотеки было привлечено в Алтайском крае более 14 миллардов рублей, это очень серьезная цифра. В 8-м году были несколько сокращены объемы ипотечного кредитования жилищного где-то порядка 8 миллиардов рублей. К концу года ипотека, ну так скажем, заморозилась немного. Ну а сейчас мы отмечаем тенденцию, что эти процессы опять сдвинулись и ипотека вновь ожила.

- Вы как-то договариваетесь с банками о том, что какая-то отсрочка платежей, вы помогаете региональными средствами?

- Здесь мы не только не договариваемся, мы находимся в режиме постоянной работы. Во-первых, наша головная региональная структура – "Агентство ипотечного жилищного кредитования" алтайская, структура, которая ведет самые большие объемы жилищной ипотеки. А мы являемся основным акционером этой компании, и естественно мы влияем самыми различными способами: и через формирование менеджмента этой компании, и через наполнение уставного капитала этой компании, и через выстраивание деловых отношений с банками. Здесь задействован весь набор инструментов влияния на ситуацию. И я считаю, что задействован весьма эффективно. Говорят, что у нас в Алтайском крае много ситуаций, когда заемщики, граждане не в состоянии выполнить своих обязательств по ипотеке и возникают, в том числе и судебные ситуации, и возможность выселения, и т.д. Но, к сожалению, сам институт ипотеки такое и предполагает. Это с самого начала существует такая возможность – не только гипотетическая, но и реальная. Но у нас такие случаи не носят какого-то массового характера, либо обвального. Каждую такую ситуацию мы контролируем и, поверьте, хотя иногда и очень эмоционально подается тот или иной случай, но никто реально на улице, тем более с детьми, не оказывается. Очень избирательно подходят и агентства и при предъявлении иска, и при его исполнении. Но, тем не менее, согласитесь, что все должны понимать: обязанности по кредиту на приобретение жилья заемщик должен выполнять.

"Вести" продолжают серию встреч с губернаторами российских регионов. Руководители областей рассказывают о том, как финансовый мировой кризис сказался на субъектах Федерации и какие меры предпринимаются для выхода из сложившейся экономической ситуации. С полными видеоверсиями всех интервью можно будет ознакомиться на сайте Вести.Ru.