Спикер парламента: Турции нужна религиозная конституция


Global Look Press

Спикер турецкого парламента Исмаил Кахраман заявил о том, что новая конституция, о принятии которой в Турции говорят уже третий год, должна быть религиозной. При этом он подчеркнул, что в основе основного закона должны лежать права человека, однако её характер должен быть не светским, а религиозным.

Преимущественно мусульманская Турция должна иметь религиозную конституцию, а светский характер государства должен быть изменён в новой конституции. Об этом заявил президент турецкого парламента Исмаил Кахраман, выступая с речью о том, какой должна быть будущая конституция. Заявление спикера, очевидно, вызовет неодобрение других парламентских партий, лидеры которых неоднократно высказывались за сохранение светского правления.

"Важно отметить, что новая конституция не должна быть светской, — заявил Кахраман. – Необходимо обсуждать религию. Она не должна быть нерелигиозной, эта новая конституция, она должна быть религиозной конституцией".

Это уже не первый раз, когда представители правящей Партии справедливости и развития (ПСР), к которой принадлежат президент Реджеп Тайип Эрдоган и премьер-министр Ахмет Давутоглу, призывают к принятию новой конституции. До недавнего времени главным изменением, которое планировалось внести в конституцию, была смена формы правления с парламентской на президентскую. Однако теперь реформаторы намерены ещё и изменить светский характер государства.

Любопытно, что о необходимости принятия новой конституции заговорили в 2013 году, после истечения премьерских полномочий Эрдогана и президентских выборов, на которых он одержал победу. При этом сам Эрдоган неоднократно отмечал, что изменения конституции хочет не для себя, а для страны, апеллируя к тому, что предыдущая редакция была принята ещё в 1980 году, вскоре после военного переворота. В оппозиции президенту не верят: уж слишком широкие полномочия получит Эрдоган в случае, если форма правления будет изменена.

Для того чтобы вынести проект новой конституции на обсуждение ПСР необходимо, чтобы за это проголосовало 330 из 550 депутатов Меджлиса. При этом сама ПСР контролирует лишь 317 мест. Теоретически вынесение конституции на референдум могут поддержать другие партии, однако, это кажется маловероятным: у каждой трёх оппозиционных партий есть разногласия с Эрдоганом, и едва ли какая-либо из них захочет добровольно усиливать его власть.

Об этом свидетельствует, в частности, заявление лидера Республиканской народной партии (РНП) Кемаля Кылычдароглу, которое он опубликовал в своём "Твиттере".

"Светский характер это основной принцип мира в обществе, — написал Кылычдароглу. — Светский характер необходим, чтобы удостовериться, что у всех есть свобода вероисповедания".

Турция является светским государством с 1928 года, когда была принята поправка, отменяющая положение, закреплявшее ислам в качестве официальной религии. По мнению исследователей, эта поправка стала поворотным моментом в построении демократической и светской Турции. В этой связи многие наблюдатели рассматривают меры, принятые Эрдоганом, как, например, разрешение на ношение хиджабов в общественных местах как исламизацию государства и отход от принципов, заповеданных Кемалем Ататюрком, которого считают основателем современной турецкой государственности.

Хотя большая часть 78-миллионного населения Турции исповедует ислам, примерно пятая часть причисляет себя к шиитской секте алавитов, многочисленные представители которой также проживают в Сирии. Популярны также суфийские и анатолийские традиции, кроме того, в настоящий момент в Турции проживает около 100 тысяч христиан и примерно 17 тысяч иудеев. При этом в 2013 году в ходе опроса, проведённого исследовательским центром Pew, 12% опрошенных высказались за приравнивание норм шариата к законам республики.