Учёные считают, что от рака мир спасут персонализированные вакцины

На конференции обсуждались все возможные "за" и "против" использования персонализированных противоопухолевых вакцин

На конференции обсуждались все возможные "за" и "против" использования персонализированных противоопухолевых вакцин
(фотография Steve Gschmeissner/Science Photo Library).

Не так давно в США прошла конференция, на которой обсуждались плюсы и минусы разработки противоопухолевых вакцин. Многие эксперты считают, что преждевременно использовать такой подход, но другие уже готовы вкладывать в него деньги.

Учёные сегодня ведут множество дискуссий по поводу разработки и применения противораковых вакцин, которые создаются индивидуально для каждого пациента в зависимости от мутаций в конкретных опухолях.

Предварительные клинические испытания подают надежды, что такая методика лечения рака может в один прекрасный день стать обычным делом. Но только если разработчики препаратов увеличат и ускорят производство таких лекарств.

Такая тема была в центре внимания на ежегодной конференции Американской ассоциации научных исследований в области раковых заболеваний (AACR), прошедшей в Новом Орлеане.

Исследователи рассказали о предварительных данных клинических испытаний. Они предполагают, что персонализированная вакцина может вызывать реакцию иммунитета, направленную на уничтожение раковых клеток. Инвесторы настроены оптимистично. Они готовы вкладываться в такого рода программы и считают, что эти результаты смогут дать преимущества пациентам.

Впрочем, некоторые исследователи опасаются ажиотажа вокруг этой темы и напоминают, что пока ещё слишком рано применять эту технологию. Более того, этот метод по-прежнему сталкивается с множеством технических проблем.

Сама концепция вакцины для лечения рака уже является вызовом. Некоторые опухолевые белки являются либо мутировавшими, либо их производится больше или меньше, чем в нормальной коже. В результате иммунная система человека может принять эти "необычные" белки за чужеродные. Особенно, если её подготовить к их присутствию при помощи вакцины. Напомним, что она содержит фрагменты мутированного белка и фактически натравливает иммунитет на них (что само по себе не страшно, если не приведёт к развитию аутоиммунных заболеваний).

После внедрения вакцины в опухоль, "армия" Т-клеток иммунной системы должна разыскивать и уничтожать раковые клетки, несущие белок-цель. Но есть важное замечание: десятилетия исследований в области противораковых вакцин до сих пор приносят неутешительные результаты клинических испытаний. Впрочем, последние достижения, включая серию лекарств, которые могут усилить эффект от вакцины, возрождают надежды учёных.

Также секвенирование ДНК опухолевых клеток показало, что в "поломанных" клетках присутствует невероятное разнообразие мутаций. Они могут служить целями для клеток иммунной системы.

В прошлом году учёные сообщали, что они смогли вызвать иммунный ответ у трёх пациентов с меланомой (раком кожи) при помощи вакцины. Такая вакцина заранее была "натравлена" на их потенциальные опухолевые антигены.

Воздействие вакцины на рост опухоли до конца не изучено, но к концу 2015 года несколько компаний объявили о своём желании инвестировать в развитие такого рода проектов. Известно, по крайней мере, три таких компании — Gritstone Oncology, Therapeutics of Cambridge и Caperna.

Научные группы также не отстают от инвесторов. Роберт Шрайбер (Robert Schreiber) из Университета Вашингтона рассказал на конференции о шести исследованиях этой проблемы, которые идут в настоящий момент в его институте. Другой исследователь этой области Катрин У (Catherine Wu) из Института раковых исследований Дана-Фарбер также представила сведения о других испытаниях, связанных с лечением меланомы. Они показывают реакцию Т-клеток на вакцину.

Но работа по созданию вакцины у команды У займёт около 12 недель, а у учёных из Университета Вашингтона – примерно восьмь недель. Такая методика, как ожидается, замедлит рост опухолей у пациентов.

Отмечается, что есть несколько причин, почему многие исследователи выбирают именно меланому для контрольно-проверочных клинических исследований. Опухоль кожи, как правило, таит много мутаций (порой их тысячи). Это даёт учёным возможность выбрать те, которые могут служить антигенами. Такой же подход можно будет использовать в будущем для других видов рака с большим количеством мутаций – лёгких, толстой кишки и мочевого пузыря.

Некоторые учёные беспокоятся, что метод персонализированных вакцин не подойдёт для людей с опухолями, в которых меньшее количество мутаций. Между тем им тоже нужна помощь. В случае активного развития персонализированных методик лечения рака, им будет посвящено меньше научных ресурсов (притом, что эффективность персонализированного подхода не доказана).

Шрайбер пытается парировать: недавно специалистам удалось разработать вакцину для женщины с опухолью мозга – глиобластомой, которая часто имеет относительно мало мутаций. Впрочем, именно в этом случае было много мутаций (некоторые из которых могли быть вызваны предыдущими курсами лечения пациентки).

Резюмируя, многие учёные обеспокоены тем, что персонализированный подход оставляет позади десятилетние исследования антигенов, которые могут быть общими для всех опухолей. Такой "массовый" подход пока не подтверждается в клинических испытаниях, но создать лекарство от любого вида рака было бы гораздо проще, и оно было бы дешевле для пациентов, так как его можно производить в больших масштабах.