Солдат холодной войны: скончался политический обозреватель Валентин Зорин

Не стало Валентина Зорина. Политический обозреватель, профессор, историк-американист, журналист и писатель, человек, которому доверяла вся страна, умер сегодня. Об этом сообщили родственники Валентина Сергеевича. Сам он называл себя солдатом холодной войны.

Не стало Валентина Зорина. Политический обозреватель, профессор, историк-американист, журналист и писатель, человек, которому доверяла вся страна, умер сегодня. Об этом нам сообщили родственники Валентина Сергеевича. Сам он называл себя так — солдат холодной войны. Но авторитет и объективность этого солдата были вне сомнений. И для своих, и для тех, кто на другой стороне. В интервью советскому политическому обозревателю не отказали пять президентов США, генерал Де Голль и железный канцлер Маргарет Тэтчер. В прошлом году Валентин Зорин отметил девяностолетний юбилей.

Кажется, для советского телезрителя Валентин Зорин был таким же символом, как для Соединенных Штатов небоскребы Нью-Йорка. Он начинал на радио, под крылом легендарного Левитана. С середины 60-х — политобозреватель Центрального телевидения. "Тогда ходила даже такая шутка: я включил телевидение утром, там Зорин, переключил на радио — там Зорин, утюг включать не стал", — рассказывал сам мэтр.

Немногие знают, что именно Зорин фактически устроил экскурсию по Нью-Йорку для приглашенного в ООН первого космонавта планеты Юрия Гагарина. "Юрий Алексеевич сказал: "Не видел я этот Нью-Йорк! Давай убежим. Покажи мне Нью-Йорк! – рассказывал Зорин. — И мы черным ходом уйдя из здания нашего представительства в ООН, взяли такси и поехали на Бродвей".

Зорин брал интервью у пяти президентов США, у генерала Де Голля, у железной леди Маргарет Тэтчер, у канцлера Гельмута Коля. Немногие советские журналисты могли похвастаться таким списком и фотографией с генсеком. Начальство, правда, требовало спрятать снимок: мол, непонятно — кто кому дает указания.

Зорин снискал авторитет и у зрителя, и у советского руководства. Во времена Горбачева его приглашали на переговоры в качестве эксперта. Зорин знал и то, что оставалось за кадром. Например, про обещания, которые щедро раздавали американцы на переговорах о судьбе Германии в 1989 году. "Джордж Буш, и я сам это неоднократно слышал, громогласно заявлял, что если СССР пойдет на объединение Германии, НАТО не приблизится ни на один дюйм", — вспоминал Зорин. Но документально это не зафиксировали. Громкие заявления остались пустыми обещаниями...

Валентин Зорин — журналист, ученый, профессор, один из создателей Института США и Канады, видел, как уходила эпоха, которую он сам пытался изменить. "Я солдат холодной войны", — говорил он про себя. И добавлял: "Кроме того, что я в этой войне сражался, я был среди тех, кого называют шестидесятниками. В разгар холодной войны они стали прилагать все зависящие от них усилия, чтобы эта война прекратилась".