Возвращение легенды: "Севморпуть" - атомоход для особых поручений

Единственный на планете атомный транспортный корабль "Севморпуть" возвращается в море. Грузовой гигант стоял на приколе 10 лет и едва не пошел на запчасти. Теперь судно поможет усилить позиции России в Арктике. Первый рейс запланирован уже на 5 мая.

Команду на погрузку на борту самого крупного в мире атомного контейнеровоза "Севморпуть" ждали почти 10 лет. В трюмы отправляются стройматериалы, техника и кабельная продукция. Почти трехсотметровый "Севморпуть" можно смело называть судном для особых поручений!В сего за один рейс он может обеспечить на всю зиму продовольствием, топливом и оборудованием многие поселения на Крайнем Севере. Его палуба и трюмы способны вместить гораздо больше грузов, чем у других судов.

Его построили еще в Советском Союзе. За 15 лет "Севморпуть" перевез более полутора миллионов тонн грузов, и метровые глыбы льда ему были нипочем. Однако в 2006 году, после того, как он исколесил весь мир, его эксплуатация стала нерентабельной. Судно поставили на прикол, вычеркнули из морского регистра и заглушили реактор. "Уже часть механизма начали разбирать, судно начало служить неким донором для действующего флота, — рассказывает Мустафа Кашка, первый заместитель генерального директора ФГУП "Росатомфлот". — Часть экипажа перестала верить, что оно будет восстановлено".

Спасительным стало решение страны усилить позиции России в Арктике. В 2013 году вместо утилизации контейнеровоз ушел на ремонт. Узнав о том, что "Севморпуть" вновь будет в строю атомных судов, большая часть экипажа, включая капитана, вернулась на родной борт. "Это словно второй дом", — признается Фарид Габбасов, капитан атомного транспортного судна "Севморпуть".

Погрузка на "Севморпуть" — это целый набор сложных технологических операций. Правильная строповка, компактное размещение контейнеров и ящиков внутри трюмов — как экзамен на профпригодность и для работников порта. "У нас появилась возможность не на словах, а на деле тоже доказать свою квалификацию, свои технические способности по обработке подобного вида судов, по обработке подобного вида грузов", — говорит Александр Масько, генеральный директор ПАО "Мурманский морской торговый порт".

После завершения погрузки "Севморпуть" возьмет курс на остров Котельный архипелага Новосибирских островов. Сейчас там идут серьезные работы по созданию военной инфраструктуры. Впрочем, и в обратный путь трюмы тоже заполнят доверху. "Обратно судно повезет груз по программе очистки Арктики, — говорит Карен Степаньян, заместитель генерального директора компании по морским перевозкам. — Пустая бочкотара, металлолом... В общем все, что накопилось за время Советского союза".

Северный завоз, помощь военным и новые коммерческие проекты — все это позволит загрузить работой "Севморпуть" как минимум на 15 лет. Первый рейс после восстановления намечен на 5 мая.

Сегодня