Никаких оправданий: езда на велосипеде оказалась полезной даже в самых загрязнённых городах

Учёные выяснили, что пользы от езды на велосипеде или, например, бега больше, чем рисков от загрязнения воздуха. А значит, можно смело пересаживаться на двухколёсный транспорт

Учёные выяснили, что пользы от езды на велосипеде или, например, бега больше, чем рисков от загрязнения воздуха. А значит, можно смело пересаживаться на двухколёсный транспорт
(фотография Global Look Press).

Многие люди отказываются от езды на велосипеде в городе, считая, что это может навредить их здоровью из-за загазованности воздуха. Учёные опровергли эту точку зрения, заявив, что двухколёсный транспорт можно смело использовать даже в самых загрязнённых городах мира.

Польза для здоровья от езды на велосипеде или прогулок перевешивает негативное воздействие загрязнённого воздуха даже в городах с очень плохой атмосферой, таких как Пекин или Дели. Таковы выводы недавнего исследования, проведённого учёными из Кембриджского университета.

По мнению исследователей, это не просто ещё одно доказательство пользы "городских" физических упражнений. В городах с большим количеством автотранспорта массовый переход на велосипеды может решить и другую проблему – уменьшить вредные выбросы в воздух. Таким образом изменение привычек принесёт двойную выгоду.

Специалисты отмечают, что регулярная физическая нагрузка (пусть даже совсем короткая) снижает риск возникновения таких заболеваний, как диабет, болезни сердца и некоторые виды рака. Но что делать людям, у которых, скажем, нет дополнительных средств на оплату абонемента в спортивный зал? Один из способов – бег или ходьба по городским улочкам. Но у многих людей возникают опасения относительного возможного риска от занятий спортом в городе с загрязнённым воздухом.

Конечно, загрязнение воздуха является одним из ведущих факторов риска окружающей среды для здоровья человека. Учёные и медики констатируют, что смог и газы убивают миллионы людей ежегодно.

Одним из основных источников загрязнения воздуха в городах является транспорт. И соответственно, если люди начнут массово отказываться от автомобилей, автобусов и мотоциклов для перемещения, например, с работы до дома, в пользу бега или велосипеда, то это будет способствовать сокращению выбросов.

Предыдущие научные работы Европы и США показали, что пользы от активного передвижения больше, чем потенциальных рисков. Однако такие исследования были проведены в городах с относительно низким загрязнением воздуха. И можно ли применить такие результаты к более загрязнённым местам, было неизвестно.

Исследователи из Кембриджского университета использовали компьютерное моделирование, чтобы сравнить риски и преимущества при различных уровнях интенсивности и продолжительности физических "городских" упражнений и загрязнении атмосферы в различных местах по всему миру. Для своих симуляций учёные использовали информацию, полученную в ходе международных эпидемиологических исследований и проведения мета (запрещена в РФ)-анализов.

Таким образом в ходе исследования впервые были смоделированы риски и выгоды от пешеходного и велосипедного движения в городах с высокой концентрацией загрязнения воздуха.

Используя эти данные, исследователи подсчитали, что риски от загрязнения воздуха не перечёркивают пользу для здоровья от активных занятий спортом в подавляющем большинстве городов по всему миру.

И только в одном проценте городов, согласно данным Всемирной организации здравоохранения, уровень загрязнения был настолько высок, что риски для здоровья здесь выше, чем польза от ходьбы, бега или езды на велосипеде.

Руководитель исследования доктор Марко Таинё (Marko Tainio) отмечает: "Наша модель указывает на то, что, скажем, в Лондоне польза для здоровья от активных занятий спортом в городе всегда перевешивает риск от загрязнения. Даже в Дели, одном из самых загрязнённых городов мира, люди должны в течение пяти часов в неделю ездить на велосипеде, чтобы ущерб, который наносит здоровью грязный воздух, был выше пользы от физических упражнений".

Другой автор работы доктор Джеймс Вудкок (James Woodcock) добавляет, что, несмотря на довольно хорошие результаты для любителей прогулок и катаний на велосипедах, "это не значит, что нужно перестать бороться с загрязнением воздуха".

Так, в столице Великобритании к проблеме загазованности воздуха подключили даже голубей с маленькими рюкзачками.

Результаты исследования были опубликованы в научном издании Preventive Medicine.