Китай назвал "культурную революцию" ошибочной в теории и на практике


Global Look Press

"Женьминь жибао" – официальный печатный орган Компартии Китая издала материал, посвящённый 60-летию со дня начала "культурной революции" – репрессивной политике Мао Цзэдуна, жертвами которой стали миллионы человек, в котором политика тех лет называется ошибочной.

Официальный орган Коммунистической партии Китая (КПК) – газета "Женьминь жибао" [Народная ежедневная газета] опубликовала статью, в которой раскритиковала политику "культурной революции", проводимую страной в последнее десятилетие правления Мао Цзэзуна. Издание называет идею "культурной революции" ошибочной как в теории, так и на практике, и подчёркивает, что власти страны делают всё возможное, чтобы подобное не повторялось впредь.

"Коммунистическая партия давно взяла курс на то, что бы смело признавать, правильно анализировать и решительно исправлять ошибки нашего руководства, — отмечает автор статьи. — История развивается непрерывно. Мы анализируем и впитываем события прошлого, чтобы вынести из них урок и двигаться вперёд".

События, которые вошли в историю как "культурная революция" начались 16 мая 1966 года. Точкой отсчёта принято считать вышедшую в этот день директиву КПК, в которой партия предупреждает об опасности "возрождения капитализма" и призывает жителей страны всеми силами не допустить реванша антикоммунистических сил. Для координации этих действий создаётся Красная Гвардия – молодёжное движение, членов которого называли хунвейбинами [красногвардейцами] и подчинялись лично Мао.

Историки до сих пор спорят о причинах "культурной революции", однако очевидно, что главной из них стала борьба за власть внутри Компартии. После провала "большого скачка" [попытки форсированной индустриализации] Мао Цзэдун начал стремительно терять авторитет как среди простого народа, так и в собственной партии. "Культурная революция", которая формально была направлена на борьбу с пережитками капитализма, дала ему возможность расправиться со своими оппонентами, восстановив политическую монополию.

На практике борьба с "четырьмя пережитками" (традициями, культурой, привычками и обычаями угнетения одних классов другими) привела к массовому уничтожению культурного наследия, форсированной китаизации неханьских народностей (в первую очередь, тибетцев и уйгуров). Кроме того, начались масштабные репрессии против тех слоёв общества, которые считались наиболее подверженными пагубному влиянию капитализма – в первую очередь, против интеллигенции и духовенства.

За десять лет "культурной революции", которая продолжалась до смерти Мао Цзэдуна в сентябре 1976 года, было убито свыше миллиона человек. Ещё около 16 миллионов "неблагонадёжных элементов" и членов их семей были сосланы на "трудовое перевоспитание" в отдалённые деревни, где были вынуждены влачить жалкое существование в качестве всеми презираемых людей второго сорта.

Примечательно, что среди перевоспитуемых был и 16-летний Си Цзиньпин, который почти через полвека займёт место Мао на посту председателя КНР. По рассказам самого Си, он вместе со своим отцом — впавшим в немилость соратником Мао Си Чжунсюнем был сослан в беднейшую провинцию Шэньси в центральном Китае, где он, по собственным воспоминаниям, на протяжении семи лет жил в пещере, боролся с блохами, ежедневно выполнял тяжёлый труд и терпел постоянное одиночество.

Неизвестно, является ли нынешняя оценка "культурной революции" следствием тех лишений, которые пришлось претерпеть будущему генсеку в детстве, однако официальная позиция КПК по отношению к этому явлению началась практически сразу после смерти Мао. Так, официальной датой окончания "культурной революции" считается 6 октября 1976 года, когда были арестованы четверо наиболее приближённых к Мао партийных деятелей [так называемая "банда четырёх"], включая его последнюю жену Цзян Цин. Все они были обвинены в узурпации власти и приговорены к смертной казни, которое впоследствии было заменено на длительные сроки заключения. Впоследствии все участники "банды четырёх" были освобождены, на данный момент никого из них не осталось в живых.

Компартия Китая официально признала "культурную революцию" ошибкой в 1981 году, назвав её "смутой, вызванной сверху по вине руководителя и использованной контрреволюционными группировками, которая принесла серьёзные бедствия партии, государству и всему многонациональному народу". Тем не менее, в настоящее время эта тема активно не поднимается. Наблюдатели указывают на то, что нынешняя система власти в Китае была выстроена Мао, поэтому её дискредитация может привести к потере авторитета институтов власти в целом. В этой связи китайским руководством был принят на вооружение принцип "две трети к одной" в отношении политики Мао, где две трети – хорошие дела, а одна – плохие. Эта формула позволяет проводить изменения политической системы без пересмотра её истоков и открыто критиковать действия первого председателя в официальных изданиях, при этом, не снимая его портреты со стен официальных учреждений.