Крымская астрофизическая обсерватория стала частью Российской академии наук

Завершается процесс передачи Крымской астрофизической обсерватории Российской академии наук. Она стала частью РАН, как в советское время. Ученые этому событию рады.

Завершается процесс передачи Крымской астрофизической обсерватории Российской академии наук. Она стала частью РАН, как в советское время. Ученые этому событию рады. Учреждение располагает уникальным оборудованием для наблюдения за ближним и дальним космосом. К тому же в регионе благоприятные погодные условия — с преобладанием ясного неба и днем, и ночью.

Если спросить туристов, чем в основном примечателен Крым, они ответят: конечно, природой. Но тот же ответ на тот же вопрос дал бы, пожалуй, и астрофизик. Небо, горы, лес и белоснежный купол: марьяж природы с технологиями в одном кадре — мечта фотографа. На самом деле эта красота неслучайна. В самые живописные места здесь, в Крыму, как, впрочем, и по всей планете, обсерватории попадают по чисто технической причине.

Лес защищает от ветра, который поднимает пыль — врага любой оптики. Горная местность выбирается примерно по той же причине: чистый воздух и меньше помех вокруг. А еще нужно много ясных дней в году, и чтобы города подальше: от них засветка по ночам. Все вместе это называется астроклиматом. Нужную для обсерватории точку на карте несколько месяцев искала целая научная экспедиция.

"Решение о строительстве обсерватории принималось еще в 1943 году, когда еще шла война, когда еще Крым не был освобожден, — рассказывает Петр Петров, главный научный сотрудник Крымской астрофизической обсерватории. — И первое совещание было в Москве, где обсуждались разные варианты, где будем создавать Крымскую астрофизическую обсерваторию. Советское правительство понимало важность фундаментальной науки".

Для науки здесь выстроили целый городок с лабораториями, гостиницей, парком. Четыреста сотрудников изучают Солнце, звезды, галактики, астероиды и даже мелкий космический мусор через два десятка телескопов. В диапазонах от гамма- до радиоволн.

А главный телескоп — как Терминатор в последней части франшизы: старый, но не бесполезный. Главный калибр обсерватории с 1961 года — зеркальный телескоп имени Шайна. До сих пор один из крупнейших в Европе: одна его линза весит почти четыре тонны. Чтобы поработать с этим агрегатом, ученые, в том числе из-за границы, в буквальном смысле выстраиваются в очереди. Обновлять здесь пора разве что компьютер, который обрабатывает данные. На остальное инженерного гения шестидесятых хватает до сих пор.

"Несмотря на то, что у него габариты и масса достаточно внушительные, его в движение приводит двигатель всего в сто ватт, — поясняет Евгений Нехай, ведущий инженер зеркального телескопа имени Шайна. — Это обусловлено тем, что идеально подобрана редукция, он идеально сбалансирован. И основная его особенность в том, что у него пять точек опоры, и в них подается давление, которого достаточно, чтобы он как бы всплыл. И он фактически плавает в масле".

Свои данные Крымская обсерватория передает коллегам в Петербург и Научное Королевское общество Бельгии. Причем данные эти без преувеличения уникальны: например, наблюдать за Солнцем в этом месте планеты больше просто некому. За годы работы здесь открыли полторы тысячи космических объектов и явлений.

Но после распада Союза обсерваторией занимались разве что ее сотрудники: украинские власти даже хотели застроить место жильем. А после возвращения Крыма 7 сентября 2015 года научный комплекс передали РАН.

"Мы с этим событием связываем большие надежды на обновление нашего парка, в первую очередь, приборного, на то, что наши телескопы будут модернизированы и смогут более эффективно работать, — говорит Алла Ростопчина-Шаховская, директор Крымской астрофизической обсерватории. — Необходимо одноразовое вливание средств в размере порядка 150-200 миллионов рублей для того, чтобы мы потом в ближайшие десятилетия могли только отдавать".

Кстати, результаты исследований крымских ученых интересны не только астрономам, но и географам: с помощью сверхточных лазеров здесь измеряют перемещения континентов с точностью до миллиметра. И вот интересный факт: обсерватория вместе со всем полуостровом медленно, но неуклонно движется в сторону континентальной России. Так уж природой заложено.