Президентом Тайваня впервые в истории стала женщина


EPA

В Тайбэя прошла церемония инаугурации нового президента. Впервые в истории страны эту должность заняла женщина – представитель Демократической прогрессивной партии Тайваня Цай Инвэнь. Поскольку эта партия выступает за объявление независимости, главная интрига – будущее отношений с Пекином.

Президентом Китайской Республики, как официально называется непризнанное государство Тайвань, впервые стала женщина. Тайваньская государственность берёт начало в 1949 году, когда на остров после поражения в гражданской войне были эвакуированы органы власти партии "Гоминьдан" и её лидер Чан Кайши, который и стал первым президентом Китайской Республики. Доминирование "Гоминьдана" в политике продолжалось до 2000 года, когда на выборах впервые победила оппозиционная Демократическая прогрессивная партия (ДПП).

В настоящее время "Гоминьдан" представляет в парламенте Тайваня так называемую "синюю коалицию", тяготеющую к установлению более тесных связей с Китаем, на который приходится 40% экспорта островного государства. Такую линию проводил предыдущий президент, лидер "Гоминьдана" Ма Инцзю, который, в частности, стал первым президентом Тайваня со времен Чан Кайши, лично встретившимся с председателем КНР. Их историческая встреча с Си Цзиньпином состоялась в Сингапуре в ноябре прошлого года – лидеры договорились придерживаться "принципа одного Китая", согласно которому и Китай и Тайвань не являются отдельными друг от друга государствами.

Цай Инвэнь и её Демократическая прогрессивная партия, напротив, активно выступают за укрепление независимости Тайваня, умело играя на страхах многих жителей перед вхождением в состав Китая по принципу "одна страна – две системы". В качестве показательного примера активно используется ситуация в Гонконге, где, несмотря на протесты, мэр избирается лишь из кандидатур, одобренных в Пекине. Тем не менее, за восемь лет правления Чэня Шуйбяня, предыдущего президента от ДПП Тайвань, вопреки его предвыборным обещаниям, не стал проводить референдум о независимости Тайваня.

По всей видимости, не собирается его организовывать и Цай Инвэнь: по крайней мере, в ходе предвыборной агитации она ничего о подобных намерениях не сообщала. В тайваньской политике вообще силён прагматичный подход, который в значительной мере поддерживается и населением страны. Большинство жителей острова понимают, что Китай и Тайвань плотно привязаны друг к другу экономически, однако при этом не хотят поступаться работающими демократическими институтами и гражданскими свободами, имея перед глазами пример Гонконга, где регулярно вспыхивают массовые акции протеста.

В Пекине избрание Цай Инвэнь было воспринято настороженно: при её предшественнике перспектива воссоединения казалась куда более реалистичной, а нынешняя власть, очевидно, будет стремиться к сохранению статус-кво. Эти опасения подтвердились в ходе 25-минутной инаугурационной речи, в ходе которой президент неоднократно назвала Тайвань страной и пообещала защищать её свободу и независимость.

"Люди Тайваня своими действиями продемонстрировали миру, что мы, как свободный и демократичный народ, будем защищать свою свободу, демократию и образ жизни, — заявила Цай Инвень. – Каждый из нас принял в этом непосредственное участие. Мои дорогие тайванцы, вы это сделали".

При этом лидер ДПП, которую часто называют "восточной Ангелой Меркель" пообещала продолжить усилия по поддержанию отношений с материковым Китаем, которые в Тайване часто называют "отношениями через пролив".

"Двусторонние отношения [c КНР] стали составной частью построения регионального мира и коллективной безопасности, — заявила президент. – В отношениях через пролив мы продолжим работать над вопросами мира и стабильности".

Американский институт Тайваня, который выполняет роль посольства США в этом непризнанном государстве, поздравил Цай Инвэнь с инаугурацией, назвав её "четвёртым демократически избранным президентом" – впервые прямые президентские выборы прошли на Тайване в 1996 году. "Мы будем работать с новой администрацией, а также с другими политическими партиями и общественными организациями Тайваня, чтобы усилить связи между народами Соединённых Штатов и Тайваня", — гласит заявление, опубликованное на сайте института.

Российская Федерация продолжает считать Тайвань неотъемлемой частью Китая вне зависимости от того, кто является его лидером. Об этом в четверг заявила официальный представитель российского МИДа Мария Захарова, которая отметила, что "правительство Китая является единственным законным правительством, которое представляет весь Китай, а Тайвань является неотъемлемой частью Китая", при этом Россия выступает "против независимости Тайваня в какой бы то ни было форме". Это заявление было тепло встречено в китайском МИДе. "Мы высоко оцениваем позицию России", — подчеркнул официальный представитель Министерства иностранных дел КНР Чуа Чуньинь.